Проблема культуры и цивилизации в философии П. А. Флоренского

13 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Павел Флоренский (1882 - 1937) - гениальный мыслитель, энциклопедист, «Леонардо XX века», оставивший труды по истории философии, теории и истории культуры, богословию, физике, химии, математике, электротехнике, эстетике, лингвистике. Еще в молодости он принял духовное звание. В двадцатые годы отец Павел участвовал и в работе над планом ГОЭЛРО, и консультировал многие проекты в области электротехники и химии, читал лекции будущим художникам, писал книги.

В 1900 - 1904 гг. учился на физико-математическом факультете Московского университета. А в 1904 году поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1908 году. В 1911 году принял сан священника. С 1908 по 1919 г. являлся профессором кафедры истории философии Московской духовной академии и возглавлял (с 1912 по 1917 г.) журнал «Богословский вестник». В эти годы создал ряд оригинальных курсов по истории античной философии, кантонской проблеме, философии культа и культуры.

После революции 1917 года не покинул Родину, а занял принципиально лояльную позицию по отношению к советской власти и включился в культурное и научно-техническое строительство в стране.

В 1918 - 1920 гг. П. А. Флоренский работал ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевской лавры. А в 1921 - 1924 годах был профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях».

С середины 20-х годов работы П. А. Флоренского почти полностью сосредоточиваются на области техники и математики. В 1921 году он участвует в работе многих учреждений, связанных с проведением плана ГОЭЛРО: работает на московском заводе «Карболит», назначается заведующим отделом материаловедения Государственного экспериментального электротехнического института, а затем помощником директора этого института. П. Флоренский был включен в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений, терминов и символов.

С начала 1933 года, после многолетней газетной и журнальной травли, после доносов ученых коллег, начался крестный путь отца Павла Флоренского. Арест, уничтожение библиотеки и колоссального научного архива, ссылка, Соловецкий лагерь особого назначения. Недавно опубликованные «Письма из концлагеря» П. Флоренского говорят о том, что и в невыносимых условиях неволи философ сохранял ясный и глубокий ум.

Он пишет дочери о сущности «символического гетевского подхода к жизни»: «уметь видеть и ценить глубину того, что окружает тебя, находить высшее в „здесь" и „теперь" и не рваться искать его непременно в том, чего нет или что далеко».

В другом письме он вспоминает о людях «серебряного века»:

«В жизни я встретил 3 человек, за которыми признал гениальность: Розанов, Белый, Вяч. Иванов». Давая точные характеристики каждому, Флоренский, в частности, пишет о Вяч. Иванове: «Чтобы понимать его, надо много знать, ибо его поэзия есть вместе с тем и философия». О многом говорится в письмах - о микрофизике и математике, об истории народов Америки и об использовании водорослей для получения различных элементов. Окружающих мир и сам человек продолжали занимать мыслителя до последнего дня. Незадолго до него Флоренский пишет родным: «Ясно, что свет устроен так, что давать миру можно не иначе как расплачиваясь за это страданиями и гонениями».

В 1937 году П. Флоренский был расстрелян.

Флоренский, как и Бердяев, особое значение придавал необходимости сохранения духовной культуры, без которой, как он был убежден, человеческое общество распадается, деградирует. В своих философских трудах он раскрыл ограниченность возможностей науки, неосновательность ее претензий на всемогущество.

Опираясь на модель средневекового мировоззрения с его целостностью, одухотворенностью, Флоренский убедительно показал ограниченность культуры последующих веков, начиная с Возрождения с ее раздробленностью, отвлеченностью, субъективизмом. Самая главная опасность - бездуховность культуры, которая приводит к неизлечимым порокам - хищническому разграблению природы, к бездушному формальному искусству, к науке, оторванной от человеческих судеб. События XX века полностью подтвердили прогноз Флоренского, одного из самых глубоких философов России.

Флоренский был прежде всего религиозным философом и оставил обширное наследие в виде многочисленных трудов по теологии, истории философии и культурологии. Среди них:

«Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи», «У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики», «Иконостас», «Вопросы религиозного самопознания», «Космологические антиномии И. Канта», «Культ и философия» и другие.

Богословские и филосо^юкие построения Флоренского имели антирационалистическую направленность. Он понимал, что традиционная «хула разума» мало убеждает в истинности религиозных положений и признавал, что в современных условиях человек, для того чтобы верить, должен «разумом своим испытать Бога». Доказать это он стремился, опираясь на философию, естественные и гуманитарные науки. В его книгах комментарии к Священному писанию соединились с математическими формулами.

Флоренский считал, что все проявления человеческой культуры имеют ценность лишь постольку, поскольку их можно «преобразовать в христианском духе», т. е. сделать полезными религии.

Флоренский применил к характеристике культуры своеобразные не только философско-исторические, но и естественно-научно-биологические и термодинамические подходы. Как он сам написал в «Автореферате», развиваемое им мировоззрение «строится контрапунктически». Как известно, в музыкальном искусстве существует прием контрапункта, полифония, когда мелодия звучит одновременно с различными темами. Так же и философия Флоренского. В ней звучат различные темы философии, науки, религии, искусства, соединенные в общий поток. Но это мировоззрение не поддается краткому систематическому изложению, его построение - «характера органического, а не логического». Эта характеристика в такой же мере распространяется и на понимание культуры. Органический подход - или органицизм, в противовес абстрактному рассуждению- давняя традиция русской философии, находившая свое отражение в учениях Герцена, славянофилов, почвенников, Федорова, Соловьева. Развитие мира рассматривается не сквозь призму логических абстракций, а как стихийный процесс течения жизни, не укладывающийся в жесткие рамки заранее определенных законов.

Так и культура, она, по Флоренскому, не представляет собой единого во времени и в пространстве процесса. Поэтому неправомерно говорить о ее общем прогрессе или регрессе. Здесь явно чувствуются традиции Н. Данилевского, который в своем сочинении «Россия и Европа» утверждает, что нет ни единого человечества, ни единого прогресса, а существуют лишь «локальные цивилизации», отдельные культурно-исторические типы, внутри каждого из которых есть «свои» прогресс и регресс.

По Флоренскому, отдельные культуры подчинены ритмически сменяющим друг друга культурам средних веков и Возрождения. Первая из них в понимании философа неизмеримо выше, она характеризуется объективностью, органичностью, конкретностью, самособранностью. Эти ее черты определялись геоцентризмом, т. е. признанием Бога в центре мироздания, где человек знал свое место и не претендовал на изменение мира по своим прихотям. Кроме того, на основе религии все сферы культуры представляли собой единство. В противовес этой средневековой культуре культура, берущая свое начало от эпохи Возрождения, отличается раздробленностью, субъективизмом, поверхностностью, отвлеченностью. В ней утрачена та цельность, которая отличала культуру прошлых веков. Утрачено понимание единства всех форм духа, определяемое верой в единого Бога, творца мира. К концу XIX века эта возрожденческая культура привела к господству натурализма, материализма, бездуховности. К началу же века двадцатого этот тип культуры себя исчерпал. Рождается новая культура. Главную функцию Флоренский видит в том, чтобы противостоять усреднению, уравниванию. Такая ее функция определена тем, что, по убеждению Флоренского, главный закон, управляющий миром, в том числе и культурой, - это второй принцип термодинамики, т. е. закон энтропии. Сущность его - в распространении Хаоса во всех направлениях, во всех сферах мироздания, в том числе и в человеческой истории и в духовной жизни человечества. Культура же призвана противостоять этому Хаосу, всеобщему уравниванию, утверждать творческое, разумное начало - Логос. Разность культур, каждой со своей необычностью, со своей судьбой обеспечивает их разнообразие, то есть жизнь культуры. Говоря языком физики - это разность потенциалов. Она-то и обеспечивает движение тока, его напряжение. В противном случае - все мертво, неподвижно. Уравнивание в сфере культуры равнозначно ее смерти.

Культура, по Флоренскому, происходит от культа, о чем свидетельствуют и этимология, происхождение слова. Вера служит основой ценностей, которые определяют единство всех видов культуры. Вера определяет культ, а культ - миропонимание, из которого следуетКультура, - полагает Флоренский.

К какой же культуре относит себя сам философ? К культуре русского средневековья, к периоду ее расцвета - XIV - XV веков. Мысль о необходимости преодолеть разорванность сознания, воссоздать все разобщенные области культуры, придать ей утраченную ценность - эти мысли появились в работах Флоренского, посвященных самым различным проблемам культуры - живописи, языкознанию, религии и мифологии, эстетике, а также математике и техническим наукам.

Такую грандиозную задачу единения философского, гуманитарного естественно-научного и религиозного познания мира, начатую Флоренским, еще предстоит решать культуре конца XX века и веков последующих.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!