Проблема карьеры в психологии

1 Июн 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Постановка проблемы карьеры, как подчеркивают многие специалисты, связана с обсуждением социально-профессиональной мобильности как одного из важных механизмов воспроизводства отношений в обществе. Сверхбю-рократизированное общество, ограничивающее человека и делающее его судьбу расписанной извне в мельчайших подробностях без учета его внутренних возможностей, наука, опирающаяся на линейный подход в изучении общественных феноменов и моделирующая человека как объект администрирования, вызвали к жизни иные научные воззрения, предполагающие целостное восприятие окружающего мира, плюралистичность проявлений человеческих практик, субъективный подход в интерпретации различных явлений действительности и наличие самоорганизующих моментов в человеческой практике.

В исследованиях отмечается, что развитие транснациональных корпораций, формирование межгосударственных органов управления с одной стороны, распад крупных государств и тенденция национальных государств на обособление, развитие среднего и мелкого бизнеса — с другой, обеспечивают взаимную дополнительность вертикальных и горизонтальных перемещений на социетальном уровне. Формирование национальных независимых государств с рыночной ориентацией, разрушение и разукрупнение промышленных гигантов и формирование частного бизнеса, в том числе мелкого и среднего, снижают возможности вертикальных перемещений и обостряют проблему самоактивности и самодостаточности отдельного индивида и социально-профессиональных групп. В связи с изменяющейся структурой общества расставляются новые акценты в отношении специалиста к себе и к миру. В строго организованном «сверху» прежнем обществе было востребовано главным образом умение целенаправленно, активно организовывать свою жизнь в соответствии с иерархией общественных требований и норм. Современный меняющийся мир расширяет возможности специалистов для самоопределения. В нем постоянно создаются условия для развития на равноправных началах различных способов жизни в профессии.

Обращение к проблеме карьеры связано в то же время с усилением интереса к проблеме выбора во всех сферах жизненного пространства, самовыражения, обретения «сущностного Я» в хаосе бытия, определения путей, которые мы выбираем, и оценивания «расстояний, которые мы способны проРпп» (Брудный А. А., 1998). Конкретный человек является создателем жизни по своим законам, общественные нормы не навязывают и не диктуют человеку тот или иной жизненный путь, а предлагают ему осуществить собственный выбор.

В 90-е гг. укрепилась тенденция по изменению системы ценностей у работников различных организаций. Как отмечает Е. А. Могилевкин (Могилевкин Е. А., 1998а), работники стали выражать больший интерес к такой деятельности в рамках организаций, которая обеспечивает их личностное саморазвитие, профессиональный рост и развитие умений и навыков. Они стали также предпочитать самостоятельное планирование своей собственной карьеры и определение путей и способов достижения баланса между работой и внерабочей активностью. Е. Молл отмечает, что по результатам опроса руководителей, проведенного в 1996 г. на предприятиях малого и среднего бизнеса, более 78 % из них планируют свою карьеру. Е. Молл делает вывод, что планирование карьеры, интенсивная ранняя управленческая подготовка имеют конкурентные преимущества.

Большинство исследователей понимают карьеру как постепенное продвижение по служебной лестнице, сопровождающееся изменением навыков, способностей, квалификационных возможностей работника. В то же время карьера понимается как индивидуально осознанные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Поэтому рсновой построения карьеры является «Я-концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека.

Как показывает научный анализ (Берне Р., 1986), «Я-концепция» представляет собой весьма сложное образование, в структуре которого можно выделить ряд универсальных, т. е. присущих любому из нас, характеристик. К числу такого рода универсалий относится, в частности, «власть Я», содержательно трактуемая как ощущение человеком компетентности, собственной эфективности и личной влиятельности.

Что подобное самоощущение чрезвычайно значимо для каждого человека, не оспаривалось учеными даже в отсутствии у них достаточных исследовательских фактов. Так, более 30 лет назад, размышляя над этой особенностью «Я», зарубежные психологи пришли к выводу, что ощущение власти над окружающей действительностью есть главный фактор обеспечения психологической стабильности человека. Ученые полагают, что, будучи существом деятельным, человек оценивает себя, прежде всего, с точки зрения своей способности воздействовать на окружающий мир. И когда уверенность в этой способности поколеблена, он сталкивается с серьезными личностными проблемами.

Еще один существенный момент, который заставляет обратить внимание на проблему карьеры, касается самореализации человека, его профессионального самоосуществления. В качестве психологического наполнения термина «карьера» можно использовать такие составляющие, как характер целей, которые ставит человек, важных для общества, членом которого он выступает; система мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность, в большей или меньшей степени полезную для общества; а также стоящая за этими мотивами система ценностей; степень актуализации при осуществлении соответствующей деятельности способностей специалиста. Сущностной характеристикой карьеры является не только (и не столько) продвижение по должностным ступенькам, а процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности. В организациях с высокоиерархизированной структурой динамичное должностное продвижение для достаточно большого числа сотрудников сегодня довольно ограничено, в то время как профессиональное совершенствование, вовлечение в процесс исполнения усложненных рабочих задач имеют практически неограниченные возможности.

Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека; отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.); является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда). Психологической основой профессиональной пригодности и, в свою очередь, профессионального совершенствования и карьерного роста является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности.

Термин «способности» имеет много толкований, и до настоящего времени нет его однозначного определения. В англоязычной литературе по психологии широко используется термин «capasity», обозначающий предельные возможности, определяемые и ограничиваемые конституцией человека, его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. То, каким образом действует человек в данный момент времени, зависит от его способностей, умений, возможностей для реальной активности (ability).

Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов (Теплое Б. М., 1985). Он разделил следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность. Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей. Способности — индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее усвоения или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам. Одаренность — индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Попытка подойти к определению понятий «способности» и «одаренность» с позиций разработанной П. К. Анохиным теории функциональных систем была предпринята В. Д. Шадриковым. Психическая деятельность представляется ему как активность отдельных функциональных систем, реализующих определенные психические функции. Эти функции характеризуются свойствами (способностями), благодаря которым человек ощущает, мыслит, действует, запоминает и т. д. По Шадрикову (Шадриков В. Д., 1982), способности — это свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Данное определение указывает на то, что способности целесообразно соотносить с соответствующими психическими функциями, которые реализуются в психических процессах. Следовательно, способности можно отождествлять со свойствами познавательных и психомоторных процессов.

Другое дело — одаренность, которая представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей. Она должна соотноситься с конкретной деятельностью. Одаренность определяется Шадриковым как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Соотношение общих и специальных способностей строится на представлении о том, что общие способности являются фундаментом освоения любой деятельности, а специальные способности определяют успешность освоения определенной деятельности. Понятие «профессиональные способности» характеризует индивидуально-психологические возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом развития личности и изменения требований деятельности. Профессиональные способности — это совокупность общих и специальных свойств отдельных психических функций и их системных отношений, которые имеют индивидуальное своеобразие (меру выраженности) в обеспечении успешного освоения и реализации деятельности. Успешность освоения и реализации трудовой деятельности определяется не только особенностями познавательных и психомоторных процессов, характеризующих способности, но и такими психологическими характеристиками субъекта труда, как особенности мотивации, черты характера, эмоционально-волевые качества и особенности темперамента. Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые влияют на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности (или совокупности деятельностей) и получили название «профессионально важные качества субъекта труда». Профессиональные способности находятся в постоянном развитии, которое заключается в совершенствовании отдельных профессионально значимых психических качеств (познавательных и психомоторных процессов и функций), а также в установлении между ними специфических взаимосвязей и взаимозависимостей (системных качеств), соответствующих требованиям изменяющейся деятельности. Таким образом, постановка проблемы карьеры сопрягается с обсуждением таких категорий научно-психологического познания, как профпригодность, одаренность и профессионально важные качества.

Современное понимание карьеры — это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Таким образом, различают широкое и узкое понимание карьеры. В первом случае карьера рассматривается как профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход от одних ступеней профессионализма к другим (в таком толковании карьера близка к траектории движения данного человека к вершинам, акме профессионализма). Во втором случае под карьерой понимается должностное продвижение, где на первый план выступает достижение определенного социального статуса, занятие определенной должности.

Следовательно, карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом. Это траектория движения в рамках жизни человека. Ее он строит в соответствии со своими ценностями, опытом, тем самым определяя динамику и содержание жизненного пути.

Проблема жизненного пути человека была сформирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер (Buhler Ch., 1933), но исследована позднее в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций, нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий.

Существует, по крайней мере, два теоретических подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и воплощения. Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном счете человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Второй подход {А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям жизненная стратегия рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. В рамках изучения жизненного пути вопросы карьеры да и сами сюжеты профессиональной жизни исследовались маргинально. Карьера как отражение процесса профессионального самоопределения, а уж тем более как реализация бессознательных побудителей карьерных замыслов выпала из поля зрения отечественных психологов. На наш взгляд, это понятие использовалось больше на житейском уровне, который включал в себя негативные оттенки. Отрицательный смысл слова «карьера» был связан с идеологией предыдущих десятилетий и закрывал путь для исследований по данной проблематике. Фактически это не позволяло использовать понятие карьеры в плане отражения достижений, стремления к успеху, определенному статусу в обществе за счет собственных усилий, заслуг, способностей, профессионализма человека. Изменения, происходящие в современном российском обществе, потребовали пересмотра и реабилитации многих понятий, в том числе и понятия «карьера».

Еще один аспект проблематизации карьеры в психологии связан со следующим. В. Квинн определяет карьеру так: «Карьера — это деятельность, которая позволяет человеку продать свои способности» {Квинн В., 2000. С. 543). В данном случае упор сделан не на профессионально важные качества, не на успешность жизненного пути и пр., а на способности человека реализоваться, не потеряться на рынке труда в современных, достаточно жестких конкурентных условиях. Можно было бы приписать данный взгляд чисто западной ментальности, но это не так. Данная позиция давно и хорошо известна российской (мы бы подчеркнули — русской) аудитории. Свидетельство этого обнаруживается в сказке

  1. С. Пушкина «О попе и работнике его Балде»1. Начало этой сказки перекликается с тем, что обнаружилось в подходе
  2. Квинн.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался ?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

Пушкин пишет о том, что поп, выступая в качестве работодателя, ищет именно «товару», да еще и недорогого. Ему не интересно, хороший Балда или плохой, умный или глупый. Попу интересен некто, кто может предложить ему товар — свою квалификацию, свой труд и, самое главное, результаты своего труда. Балда же здесь выступает как лицо, находящееся в активном поиске работы. Во всяком случае, он открыто демонстрирует свое желание работать. Иными словами, Балда выступает в роли потенциального работника — продавца своего товара. А продает он свои умения делать ту или иную работу, свои профессиональные навыки, а также свое желание работать на этом рабочем месте и выполнять обязанности, сформулированные покупателем. Более того, он проявляет большую активность в поиске работы (см.: Бендюков М., 2002. С. 94—95). Вольно или невольно, но Пушкин показал нам некоторый фрагмент рынка труда.

Таким образом, карьера человека, в определенном смысле, — это действительно продажа товара — своей квалификации. В настоящее время, в отличие от предыдущих лет функционирования советского государства, сложилась несколько иная ситуация, когда уместны новые, в отличие от востребованных раньше линейных, конвенциональных, определенных и свыше предопределенных шагов, действия. Рынок труда является достаточно сложным образованием. Мир профессий огромен, на спрос и предложение на этом рынке влияет множество факторов, которые очень трудно учесть, а тем более прогнозировать. Кроме того, чрезвычайно велика и изменчивость рынка труда (Там же. С. 93—95). Это важные, но пока мало разработанные вопросы. Научный ответ в социальной психологии на этот аспект карьерной проблематики отсутствует.

В отечественной психологии исследование феномена карьеры актуализировалось в последнее время: изучаются проблемы карьеры в сфере управления (Е. Г. Молл, В. А. Чи-кер и др.), рассматриваются вопросы психологического сопровождения карьеры и прогнозирования ее успешности (А. Р. Фонарев, И. Н. Мошкова и др.), разрабатываются практические программы выбора карьеры (Л. В. Брендакова, В. Г. Колесников, Е. А. Скрипунова и др.).

Освещение проблемы карьеры, почти также как и акме, о чем пишут А. А. Бодалев и Л. А. Рудкевич (Бодалев А. А., 2003), в известных публикациях показывает, что после проведенных под руководством Б. Г. Ананьева научно и стратегически выверенных комплексных исследований феноменологии, закономерностей механизмов развития человека на ступени взрослости и после достижения им вершины в этом развитии, в которых теоретический, экспериментальный и прикладной уровни были тесно сопряжены друг с другом, пошли разработки этой проблемы, в которых стала резко отставать экспериментально-эмпирическая составляющая. Это негативно сказывается на степени научной убедительности утверждений, связанных с преодолением проблемы карьеры, которые высказывают ученые в наши дни.

Кроме того, карьера в контексте профессионально-релевантного поведения в социальной психологии не изучена до сих пор.

Обсуждая феномен карьеры в контексте профессионально-релевантного поведения, следует выяснить, как достигнутый им профессиональный результат качественно обеспечен его предшествующей деятельностью, какие личностные способности этому способствовали, какая система знаний, навыков и умений позволяет сохранять при карьерном продвижении релевантность профессионального поведения и, конечно, какие профессионально важные и личностные качества помогли ему добиться выдающегося для него результата и сделать успешную карьеру. Безусловно, немаловажное значение имеет и характер социальной ситуации, в условиях которой человек добился выдающегося результата и самореализовался в избранной им профессиональной деятельности.

Следовательно, налицо проблема несоответствия потребности социума в специалистах с высоким уровнем профессионально-релевантного поведения и недостаточной теоретической и практической разработанности способов выявления и соотнесения карьеры и профессионально-релевантного поведения. Соответственно социальная психология становится значимой областью осмысления феномена карьеры и путей ее построения.

В нашем понимании структурирование карьеры в контексте профессионально-релевантного поведения означает определенную целостность и упорядоченность развертывания карьеры как феномена функционального и экзистенциального бытия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!