Проблема истины в философии

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Результаты познания могут быть различными. В ходе познания человек может не только получать знания, но и осознавать его границы: новые вопросы, новые проблемы, открытие неизвестного, загадочного, проблематичного. Сократ говорил, что чем больше знает человек, тем больше он не знает, т.е. тем больше перед ним проблем, загадок, вопросов.

Само полученное знание тоже раздваивается: оно может быть вероятностным (гипотеза) и достоверным (теория), оно может быть истинным (истина) и ложным (заблуждение). Истина в философии понимается как знание, соответствующее действительности, верно отражающее действительность. Ложное знание искажает реальность, неверно отражает действительность. Различают два вида ложного знания: заблуждение и ложь. Если ложь - это преднамеренное, умышленное, осознанное искажение действительности, то заблуждение - это ошибка, это неумышленное, бессознательное, непреднамеренное искажение реальности. Образование как педагогический процесс решает задачу передачи накопленных истинных зра-ний, информационной культуры человечества. Образованный -это знающий человек.

Истина представляет собой сложное диалектическое образование, она есть единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного.

Истина объективна по своему содержанию, то есть то, что содержится в истинном высказывании, не зависит от сознания и воли человека. Но истина субъективна по происхождению и существованию: ее создает человек с его сознанием, она существует не в реальном мире, а в голове, в сознании человека.

Истина абсолютна, неизменна, потому что то, что отражается в истине, не зависит от человека или изменчивости обстоятельств. Но истина и относительна, так как верна лишь в определенном отношении, по отношению к конкретным свойствам, временным и пространственным условиям. Например, высказывание «Хорошо, когда идет дождь» является абсолютно истинным, потому что всегда найдется то условие, то время, то место, когда дождь действительно является благом. Но это высказывание является и относительно истинным, потому что всегда найдется такое место, такое время, такие условия, когда дождь не является благом.

Истина абстрактна, потому что она отвлекается от конкретных обстоятельств, обладает общим и всеобщим характером:

«Трение рождает теплоту» - здесь не говорится о конкретном виде трения. Истина конкретна, потому что она приложима к любому конкретному явлению, которое входит в класс, в тип отраженных в ней явлений: в нашем случае высказывание «трение рождает теплоту» относится и к трению спички, и к трению колес, и к трению пальца и т.д.

Иначе говоря, необходимо рассуждать не по принципу «или ... или ...», а по принципу «и ... и ...»; истина и объективна и субъективна, и абсолютна и относительна, и абстрактна и конкретна.

Сама по себе истина уже является ценностью для человека, потому что она верно ориентирует в мире и дает адекватные знания для практической деятельности. Но понятие ценности более широкое: ценностью являются и материальные и духовные явления, ценностью для обманщика, афериста являются и ложные знания.

Ценность не в человеке, а вне человека: это явления (материальные или духовные, истинные или ложные, природные или общественные, художественные или религиозные, нравственные или политические), которые обладают положительным значением для человека, или которые человек принимает за позитивные, положительные. Ведь и наркотик является ценностью для наркомана. Значит, надо разграничивать субъективное представление о ценности и объективную значимость явления для человека. Объективно ценностью является все, способствующее развитию, совершенствованию, возвышению человека. Антиценность, неценное - это все, способствующее деградации человека, утрате им и физического и духовного бытия.

Различные явления бытия предстают для человека как знаки, которые обладают определенным значением: положительным или отрицательным. Культура - это совокупность ценностей, положительно значимых явлений. Антикультура - это совокупность антиценностей, отрицательно значимых явлений. Но у людей существуют разные представления о ценности, разные идеалы как критерии оценки, разные вкусы, поэтому в обществе и возникают споры, разногласия, конфликты, конфронтации. Здесь и важно осознать и необходимость и возможность диалога культур, диалогического общения, то есть терпимого отношения к позиции другого человека, другой общности, другой партии, другого этноса. Всеми этими проблемами занимаются, например, выделившиеся в системе философии отрасли знания: герменевтика (наука о толковании текстов), ком-мутология, социальная конфликтология. Они исследуют проблемы общения, вопросы понимания, интерпретации, языка общения (вплоть до языка телодвижений), причины конфликтов, способы разрешения конфликтов, условия компромисса и консенсуса и т.д. Все эти проблемы выводят философию на связи с другими науками: психологией, социологией, этикой, этнографией, семиотикой, культурологией, политологиейит.д. Все это важно для создания концепций гармоничных социальных коммуникаций - связей между людьми, народами. Здесь трудно переоценить роль средств массовой информации (СМИ): радио, телевидение, печать, кино.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!