Проблема готовности к школьному обучению

Социальная ситуация развития при переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст.  К концу дошкольного возраста у ребенка появляются следующие новообразования:

  • богатый спектр эмоциональных процессов;
  • сознательное содержание нравственных норм и правил;
  • открытие социальных взаимоотношений;
  • представление о себе как о члене общества;
  • осознание себя, своих внутренних качеств и процессов

Данные преобразования приводят к смене главных противоречий в психике ребенка и несоответствию между старым «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями ребенка. Происходит изменение социальной ситуации развития - ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой деятельности. «Дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность - происходит вступление в новую, более широкую социальную общность.

Поступление в школу знаменует изменение отношения ко взрослым; сверстникам; самому себе.

Взрослый: входит новый взрослый - учитель. В общении с воспитателем прощались капризы. Отношения были доверительными, непосредственными; оценка больше положительная. Учитель - социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе, следовательно, максимально авторитетный.

Сверстники: взаимоотношения связаны с коллективным характером обучения. Это не игровые, а учебные отношения, основанные на общей ответственности. Главный критерий в оценке сверстниками друг друга и определения положительного отношения в классе - отметка и успех в учебе. Учебная деятельность в отличие от игровой обязательна для всех детей, подчиняется строгому регламенту, правилам, которые ребенок должен соблюдать.

Меняется отношение взрослых к ребенку и ребенка к самому себе: ему предоставляется большая самостоятельность.

Основные симптомы кризиса семи лет

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется (возраст «вытягивания») - быстро вытягивается в длину, появляются первые постоянные зубы.

  1. Манерничание (без всякой причины начинает капризничать; в поведении появляется кривляние, вертлявость, которая не мотивирована внешне, что вызывает не смех, а осуждение других. Душа ребенка становится закрытой, он начинает играть роль, что-то при этом скрывая).
  2. Утрата непосредственности (вычурное поведение является одним из наиболее очевидных проявлений). По       Л.С.Выготскому,       главная       причина      -       недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением,   изобразить,   чего   нет   на   самом   деле   (переживания   опосредуются представлениями «как надо»).
  3. Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он это скрывает.
  4. Непослушание, игнорирование призывов взрослых.
  5. стремление к выполнению взрослых обязанностей. Зачастую проявления агрессии.
  6. Интерес к своему внешнему виду (отвергает предлагаемую одежду под предлогом «Я не маленький».

7.Установленные взрослым правила становятся воплощением «детского» образа жизни, который отвергается. Ребенок стремится встал, на позицию взрослого, чтобы утвердить себя в новой роли.

Психологические новообразования кризиса семи лет.

  1. Опосредованность и произвольность психической жизни.

2   Осознание собственных переживании, которые опосредуют действия и переживания ребенка.

  1. 3. Интерес к общим вопросам как свидетельство расширения сферы интересов ребенка, стремления найти свое место в широком мире.

4   Расширение сферы социальных контактов, «внеконтекстное» общение (подчиненность правилу).

  1. Интерес к собственному будущему. Начинает выделять социальный статус человека (профессия, положение в обществе, семейный статус).
  2. Внутренняя позиция школьника (система потребностей и стремлений ребенка, связанных, со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность).
  3. Готовность к   школьному   обучению   (способность      и   потребность   в   социальном функционировании). Данная  способность  реализуется  в  позиции  ученика,  которую ребенок занимает с переходом в школу.

Понятие школьной зрелости. Одной из причин затрудненной адаптации детей к школе специалисты считают несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И депо не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.

Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность ж обучению в школе) - это определенный уровень развития у ребенка необходимых функций, который позволяет без ущерба для здоровья, нормального развития, чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Недостаточная школьная зрелость чаще всего определяется не общим, а частичны отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы, прежде всего:

1)      быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения;

2)      восприятия и активной речи;

3)      произвольной   регуляции   психической   деятельности   и   поведения   (способность тормозить   на   определенное   время   высокую   двигательную   активность;   умение сохранять рабочую позу);

4)      развития мелких мышц кисти, координации движений пальцев, необходимых для освоения письма и рисования.

Анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за вышеперечисленное, только оформляется к семи годам.

Критерии школьной зрелости

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг):
  • пропорции тела (филиппинский тест);
  • смена зубов.

Физиологические

  • моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность I броску);
  • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретно задание, как минимум, в течение 15 минут);
  • чувство времени (зависящее    от    скорости    обменных    процессов)    должно приблизиться к взрослому - иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Показатель зрелости детского организма - это «полуростовой скачок». Его переживают дети в 5 -6-летнем возрасте.

Психологическая (общая) готовность к школе

Обеспечивает успешность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности в начальной школе. Включает следующие компоненты.

  1. Мотивационная (личностная) - стремление к новой социальной позиции школьника. Показатели:

-  отношение к учебной деятельности;

-  отношение к самому себе как ученику

Стремление ребенка занять новую позицию школьника не всегда связано со стремлением и умением учиться. Многих детей привлекает прежде всего внешняя атрибутика школьной жизни (школа - игра во взрослость). Мотивационная готовность должна включать не только широкие социальные мотивы («занять свое место в обществе»), но и познавательные интересы, которые предлагает учитель. Ребенок должен отделить для себя учебное содержание от фигуры взрослого. Ребенок шиит в учителе главное действующее лицо, не замечая учебного предмета, т.е. содержание обучения выпадает. Главным в данном случае остаются отношения с учителем, а цель - не решить задачу, а угадать, чего хочет учитель, чтобы угодить.

  • произвольность поведения;
  • соподчинение мотивов;
  • сформированность элементов волевого действия
  1. Эмоционально-волевая -  способность  к   подчинению  правилам   и  требованиям взрослого; эмоциональная устойчивость. Показатели:

-  произвольность поведения;

-  способность действовать по правилу, заданному учителем;

-  способность контролировать свои эмоциональные состояния.

  1. Интеллектуальная - требуемый уровень развития познавательных процессов. Сами знания не выступают показателями готовности к школе. Показатели:
  • способность     ребенка      к     замещению     (знаково-символическая      функция), моделированию;
  • аналитическое мышление;
  • наличие рационального подхода к действительности (ослабление роли фантазии);
  • - произвольная память;
  • - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • - умение видеть в предмете его отдельные стороны - только тогда можно переходить к предметному обучению;
  • - умственная активность и познавательные интересы ребенка
  1. Коммуникативная (готовность  в сфере общения)  -  способность  устанавливать продуктивные контакты и взаимодействие с новыми взрослыми и сверстниками. Показатели:
  • - умение общаться (коммуникативные навыки);
  • - умение учиться у взрослого, регулировать свою деятельность

Диагностика психологической готовности к школе

Предметом ее должны быть следующие составляющие обучаемости:

  • - чтение
  • - письмо
  • образное мышление.

Диагностические методики

Тест школьной зрелости Керна-Йерасека, который позволяет получить представление об уровне произвольности психической деятельности; степени зрелости зрительно-моторной координации; интеллекта.

Тест включает:

  • - рисунок фигуры мужчины по представлению;
  • - копирование прописных букв во фразе «Он ел супя
  • - копирование группы точек.

Йерасек ввел дополнительно вопросник из 20 вопросов, позволяющих судить об уровне развития социальных контактов, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций

  • Методика для оценки уровня развития предпосылок учебной деятельности Е.А.Бугрименко.
  • Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.
  • «Образец и правило», «Лабиринт» Л.А.Венгера.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!