Призрение детей в дореволюционный период

История развития детского призрения в России началась со времен Вели­кого князя Владимира (Святого), положившего начало христианизации Руси.

В первой половине XIX века постепенно активизировались частные бла­готворители, которые группами или индивидуально создавали и содержали детские приюты. Первый такой приют был создан в Петербурге группой част­ных лиц в 1837 году. В 1838 году на частные пожертвования было создано еще четыре таких приюта. Все они затем были причислены к Ведомству учрежде­ний императрицы Марии.

Реформы второй половины XIX века дали новый импульс частной благо­творительности в социальной защите детей. Распространенным типом заведе­ний социальной помощи детям являлись многочисленные бесплатные столовые для беспризорных и бедных детей.

Важное значение для помощи беспризорным детям имели заведения за­крытого призрения. В 1913 году в России насчитывалось 921 заведение подоб­ного типа. Из воспитанников 79% относились к категориям сирот и полусирот, остальные формально имели родителей, но по существу являлись беспризор­ными или же происходили из семей, которые не могли дать им средств к суще­ствованию.

Указанные приюты делились на несколько типов: 1) заведения, где обу­чали только началам грамоты; 2) заведения, в которых обучали как грамоте, так и ремеслам; 3) приютские заведения с правильно и систематически поставлен­ным сельскохозяйственным или ремесленным обучением: профессиональные школы-интернаты, детские дома трудолюбия, учебно-ремесленные мастерские-интернаты, сельскохозяйственные колонии; 4) заведения для физически и пси­хически нездоровых детей.

В 1914 году специально для помощи в деле создания широкой системы таких приютов был организован Романовский комитет, при содействии которо­го уже за первый год его существования было создано 228 новых приютов за­крытого типа.

К помощи неимущим детям привлекались широкие слои общественности, которые пытались решить проблемы профессиональной подготовки детей (пре­дупреждающее призрение), обеспечить непрерывность призрения сирот до их самостоятельного заработка, искали эффективные формы перевоспитания ма­лолетних преступников. Возросло внимание общественности к проблемам дет­ской преступности. Исправительные учреждения страны периодически созыва­ли съезды своих представителей, на которых обменивались опытом... В 1883 году создано Общество исправительно-воспитательных приютов...

Интересен опыт Руковишниковского приюта. По высочайшему повеле­нию, малолетних преступников, минуя тюремное заключение, направляли в приют. Приют посещали студенты юридического факультета Московского университета. Главная задача этого заведения - перевоспитание малолетних преступников, приучение воспитанников к свободе, самостоятельности. За год призревалось более 100 человек, в основном выходцев из крестьян, половину воспитанников отдавали в обучение мастерам, остальные обучались работам в мастерских, которые выручали в год около 2 тысяч рублей. Мастерские работа­ли на заказ, невостребованные изделия реализовывались в собственном магази­не. При этом дети обучались грамоте, занимались музыкой. В приюте был хор, оркестр, библиотека. Из приюта каждый воспитанник выпускался с необходи­мым для ремесла инструментом и денежным пособием, но мог работать в мастерских для окончивших приют, которые предназначались для поддержки вы­пускников и присмотра за ними со стороны попечителей приюта. Патронат над выпускниками осуществлялся собственными силами в течение трех лет. Отме­чалось всего 6-9% рецидива у воспитанников, по сравнению с 96% рецидива у отбывающих наказание в тюрьме...

В июне 1897 года был принят закон, в соответствии с которым, исправи­тельные приюты приобрели особое значение как практически единственная ме­ра наказания за преступления, совершенные малолетними.

Многие неимущие дети были беспризорными. По данным И. М. Радецко-го, только в Одессе насчитывалось до 17 тысяч нищих, воришек, беспризорных детей. Это привело к появлению в конце XIX века новой формы призрения де­тей - созданию детских садов-площадок для подвижных игр. Инициатором вы­ступил И. М. Радецкий, сторонник физического развития детей. За одно лето им было устроено 17 детских праздников с состязаниями, играми, чтением стихов, упражнениями на снарядах, запуском воздушных шаров, хоровым пением...

Следует отметить, что особенностью дореволюционной системы детского призрения было то, что подавляющее большинство средств на нее поступало от частных лиц - до 74% суммы годовых денежных поступлений, и только чуть более 3% составляли дотации государства. Другой особенностью российской системы призрения детей было то, что благотворительные общества и заведе­ния, занятые детским призрением, находились под достаточно жестким контро­лем властей...

К началу XX века система детского призрения, пройдя многовековую ис­торию, включила в себя 4 основных института: государство (в лице его ве­домств), церковь, общественные благотворительные учреждения и индивиду­альные благотворители. В России сложились 3 основные категории детских уч­реждений, занимавшихся призрением детей: 1) воспитательные дома, детские приюты и колонии, профессиональные школы и мастерские; 2) дневные при­юты, ночлежные дома, заведения для бесплатного пропитания детей; 3) заведе­ния, дающие помощь детям деньгами и вещами вне учреждения.

Таким образом, до революции в России сложилась достаточно развитая система призрения детей, базировавшаяся в основном на частной благотвори­тельности, действовавшей под строгим контролем государства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!