Признаки государства

1 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что во-первых, оно является властью, которая не сливает­ся с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей.

2. Легализованное насилие (принуждение) является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять на­силие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Так, известный немецкий социолог, историк, экономист и юрист Макс Вебер писал: "... Дать социологическое определение современ­ного государства можно, в конечном счете, только исходя из специ­фически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средс­тва – физического насилия". "Всякое государство основано на наси­лии" – говорил в свое время Троцкий в Брест-Литовске. И это дейс­твительно так... Конечно, насилие отнюдь не является нормальным или единственным средством государства – об этом нет и речи, - но оно, пожалуй специфичное для него средство. В прошлом различным союзам – начиная с рода – физическое насилие было известно как совершенно нормальное средство. В противополож­ность этому сегодня мы должны будем сказать: государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области - "область" включается в признак! - претендует (с успехом) на моно­полию легитимного физического насилия. Ибо для нашей эпохи харак­терно, что право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие: единственным источником "права на насилие является государство". С другой сто­роны право является основным средством легитимации государствен­ного насилия (принуждения). Мерами легализованного правом принуж­дения являются: в уголовном праве (лишение свободы, смертная казнь и др.); в административном праве (задержание, штраф и т.д.) в гражданском праве (принудительное изъятие собственности и др.); в налоговом праве (оплата пени и др.); в трудовом праве (дисцип­линарные взыскания); в уголовном процессе (принудительный привод свидетеля) и т.д. Таким образом, те или иные формы легализованной возможности принуждения со стороны государства в случаях "откло­няющегося поведения" (правонарушений) физических и юридических лиц, групп граждан, самих органов государства предусмотрены прак­тически всеми отраслями права. Предусмотрена такая возможность и в случаях отсутствия правонарушений. Так, к мерам государствен­ного принуждения, кроме перечисленных видов юридической ответственности, относятся  также  меры предупредительного воздействия (проверка документов, прекращение или ограничение движения транс­порта, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др); правового пресечения (административное за­держание, заключение под стражу и др.); защиты (принудительный раздел собственности и др.).

Насилие (принуждение) со стороны государства это безус­ловно крайняя мера и ее следует рассматривать как средство само­защиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятель­ность, и как средство для создания условий для нормальной жизнеде­ятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В.Е.Гулиев, Д.Н.Бах­рах) достаточно четко проводят отличие меж­ду насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова про­тивоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.

Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов (внутренних дел, государственной безо­пасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая по­лиция и ряд других).

Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предус­мотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие, по общему правилу, нельзя считать легитимным, да­же если ему пытаются придать узаконенный характер.

Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечело­веческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью неза­конного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.

3. Суверенитет государства.  Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного госу­дарства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстер­риториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

- в прерогативе, т.е. возможности отмены и признания ничтож­ным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятель­ное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, ука­зах, постановлениях, приказах и т.п.), решение судов, органов уп­равления и иных государственных учреждений.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

5. Налоги – это взимаемые государством с населения матери­альные средства, необходимые для содержания государственного ап­парата. Если появляются группы людей, которые не работают в сфере материального производства, то закономерно возникает необходи­мость их кормить, содержать и т.д. Законодательные и исполнитель­ные органы, армия и органы внутренних дел, наука и образование, культура и здравоохранение и т.д. и т.п. все нуждаются в соот­ветствующем финансировании. Все это объективно обуславливает не­обходимость налогов. К.Маркс писал: "В налогах воплощено, эконо­мически выражено существование государства: чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические богини, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном се­мени – в налогах".

6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Если при родовом строе люди группировались в общины  по  кровно-родственным связям,  то государственная власть объединяет людей не по признаку родства,  а  по  территориальному признаку, т.е. по месту жительства. Новый принцип разделения на­селения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определен­ной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государс­твенные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане од­ной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, за­нимающие ту территорию, на которую и распространяется власть го­сударства. Поэтому территориальная, а не кровно-родственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства.  Государство не только признает, ус­танавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. Оно должно знать где найти челове­ка чтобы взимать налоги, призывать в армию, привлекать на общест­венные работы и т.д.

С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следу­ющее определение государства: Государство — это исторически выделившаяся из общества суверенная, универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятель­ность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения на­логи, необходимые для осуществления его функций.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!