Признаки государства

4 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливает­ся с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей. В самом общем смыс­ле власть можно определить как способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных. Государственная власть осу­ществляется органами, которые занимаются только управлением. Противо­положность этой власти – власть общественная, реализация которой характе­ризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле­ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи инсти­тутов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне (таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении).

2. Легализованное насилие (принуждение) является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять на­силие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Насилие (принуждение) со стороны государства – это, безус­ловно, крайняя мера, и ее следует рассматривать как средство само­защиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятель­ность, и как средство для создания условий для нормальной жизнеде­ятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В. Е. Гулиев, Д. Н. Бах­рах) достаточно четко проводят различие меж­ду насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова про­тивоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.

Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безо­пасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая по­лиция и ряд других.

Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предус­мотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие по общему правилу нельзя считать легитимным, да­же если ему пытаются придать узаконенный характер.

Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечело­веческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью неза­конного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.

3. Суверенитет государства.  Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного госу­дарства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстер­риториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

- в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтож­ным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятель­ное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, ука­зах, постановлениях, приказах и т. п.), решениях судов, органов уп­равления и иных государственных учреждений.

Существуют отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверени­тет». Суверенитет – это ничем и никем не ограниченная абсолют­ная власть или власть, имеющая определенные пре­делы? Наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность. Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации? Само понятие «суверенитет» стало употребляться в последнее время в раз­ных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т. д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчерк­нуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость ор­ганов власти и управления, административно-территориальных единиц при ре­шении вопросов местного значения и т. д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем-то сходные, но все же различные понятия. Однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.

4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

5. Налоги – это взимаемые государством с населения матери­альные средства, необходимые для содержания государственного ап­парата.

Налоги возникли с появлением государства и были обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда средств для осуществления его деятельности. Становление института налогов стало заметным фактором в государственном развитии европейских стран в XVIII – XIX вв. Поэтому ключевым вопросом налоговой политики европейского государства XIX века являлось не столько обеспечение стабильного развития экономики посредством построения налоговой системы, сколько правовое обоснование налогов вообще. Если в XIX столетии и ранее государственные финансы, налогообложение занимали существенное место в многочисленных правовых теориях, то в XX столетии о правомерности и обоснованности налогов как государственно-правовая, так и финансовая науки говорят очень мало, или лучше сказать, этим вопросам почти не уделяется должного внимания. В настоящее время в отечественной теории государства и права в качестве одного из отличительных признаков государства называют взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета[1]. Как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке трактовка категории налогов как признака государства и связанный с этим вопрос о публично-правовой сущности налога, прошли известную эволюцию.

В дореволюционной российской теоретико-правовой литературе налоги, как правило, среди признаков государства не рассматривались. В настоящее время ряд авторов также придерживаются данной позиции[2]. В отечественной теории государства и права понимание налогов как существенного признака государства является продуктом более позднего времени и связано, в частности, с влиянием на нее идей классиков марксизма-ленинизма, отмечавших: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах, – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах»[3]. Как признак государства налоги выделяются Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[4]. Налоги всегда являлись важнейшим, хотя и не единственным, источником покрытия государственных расходов, связанных с осуществлением им публично-правовых функций. Налогообложение составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных форм поступают ему от общества. Однако о  государственных   займах и налогах, которые составляют основное содержание понятия «казна»[5], нельзя,  сказать, что они только обеспечивают содержание государственного аппарата. Их значение выходит за рамки этой далеко не единственной цели. Именно поэтому налоги, займы, другие аналогичные им категории можно и следует рассматривать как самостоятельный признак государства, смыкающийся, но не совпадающий с остальными его признаками. В гражданском обществе и правовом государстве это становится особенно заметным. Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.

6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

Под  населением  понимается совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиненных его юрисдикции.Если при родовом строе люди группировались в общины  по  кровнородственным связям,  то государственная власть объединяет людей не по признаку родства,  а  по  территориальному признаку, т. е. по месту жительства. Новый принцип разделения на­селения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определен­ной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государс­твенные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане од­ной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, за­нимающие ту территорию, на которую и распространяется власть го­сударства. Поэтому территориальная, а не кровнородственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства.  Государство не только признает, ус­танавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. В состав населения (исходя их правового положения) входят:

1) граждане  данного государства;

2) иностранцы;

3) лица без гражданства (апатриды);

4) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Под  государственной территорией понимают часть земного  шара, включая сушу с ее недрами,  воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного  народа  и находится под суверенитетом его государства. Основными  признаками государственной территории  являются принадлежность государству и территориальное верховенство государства.

Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Власть государства  является  высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается  деятельность  публичной власти другого государства. В пределах своей территории государство  может  применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не  установлено иное. Территориальное верховенство государства включает в  себя понятие юрисдикции, т. е. права  его  судебных и административных органов в соответствии со  своей  компетенцией  рассматривать  и разрешать дела на своей территории. Оно  предполагает  осуществление субъектом международного  права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными  ресурсами  и экономической деятельностью, включая  право на владение, использование и эксплуатацию. Государственная территория не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами  в  промышленных целях  без  согласия территориального суверена. Государство определяет  внутренний режим своей территории и особый режим ее отдельных частей. В состав государственной территории входит:

1) сухопутная территория,  включающая в себя всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от  места расположения ее отдельных частей, а также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине;

2) водная территория, включающая в себя национальные воды (внутренние и территориальные воды);

3) воздушная территория, включающая в себя воздушное пространство над сушей и водами государства;

4) недра и др. части.

С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следу­ющее определение государства:

Государство – это исторически выделившаяся из общества суверенная универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятель­ность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения на­логи, необходимые для осуществления его функций.

[1] См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник для юридических вузов. 3-е изд. М., 2000. С. 80; Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2003. С. 39; Хропанюк В. Н. Теория государства и права : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2000. С. 58.

[2] См., например: Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / под ред.  В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права : учебник для вузов. 2-е изд. М., 2000.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 308–309.

[4] См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд.  Т. 27.

[5] «Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.» (См.: Теория государства и права : учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 2002).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!