Привлечение в качестве обвиняемого и окончание предварительного расследования по делу о ДТП

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Решение следователя о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого по делу о ДТП является результатом оценки собранных доказательств. Это значит, что имеющиеся в деле доказательства следователь оценивает с точки зрения их достоверности, относимости и допустимости. Проверяя достоверность доказательств анализирует их содержание с точки зрения отсутствия в них внутренних противоречий.

Оценивая относимость доказательств, следователь убеждается в их способности устанавливать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовному делу. Доказательства признаются допустимыми, если получены уполномоченным лицом без нарушения норм уголовно-процессуального законодательства.

По уголовным делам о ДТП достаточной и необходимой для привлечения лица в качестве обвиняемого является такая совокупность доказательств, которая дает следователю сформулировать выводы:

  1. о времени, месте и других обстоятельствах ДТП;
  2. о том, кто управлял ТС в момент ДТП;
  3. о нарушении водителем ТС конкретных правил дорожного движения или эксплуатации ТС;
  4. о наступлении преступных последствий (наступление смерти или причинение тяжкого вреда здоровью человека);
  5. о наличии причинной связи между нарушением водителем ПДД или эксплуатации ТС и наступивших преступных последствий;
  6. об отсутствии обстоятельств, исключающих противоправность деяния (крайняя необходимость), уголовно-правовое преследование лица (возраст, невменяемость) и применение уголовного закона (давность, наличие амнистий).Выводы следователь формирует в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, содержание которого должно отвечать требованиям, закрепленным в ст. 171,172 УПК РФ. После ознакомления обвиняемого с текстом постановления о привлечении в качестве обвиняемого, следователь поясняет юридическую терминологию, применявшуюся при составлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого, разъясняют обвиняемому текст закона, по которому предъявлено обвинение и  т. п. В механизме ДТП, то есть в его динамике, можно выделить три стадии: начальная – опасная ситуация, предшествующая моменту происшествия на участке пути, до непосредственного места наезда, столкновения, опрокидывания и т. п.; кульминационная стадия – аварийная обстановка, когда происшествие становится неизбежным и происходит наезд, опрокидывание и т. д.; конечная стадия, то есть обстановка, которая была обнаружена следователем при осмотре места ДТП.Производство предварительного следствия по делу о ДТП заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела.
  7. Нередко обвиняемый в совершении ДТП при допросе не признает себя виновным. По сложившейся практике наиболее трудны в доказывании обвинения, выдвинутые в отношении пешеходов. Но и при этом случае при грамотном расследовании и достаточной настойчивости следователя уголовные дела направляются в суд с обвинительным заключением.
  8. В ходе допроса обвиняемого необходимо получить информацию о том, как развивались события, как действовал обвиняемый на каждой из стадий ДТП, как обвиняемый понимает причины ДТП и т. п.
  9. Допрос обвиняемого по делу о ДТП проводится по общим правилам, установленным в ст.ст. 173, 174 и 189 УПК РФ, с учетом особенностей содержания показаний обвиняемого, обусловленных механизмом совершения преступления.
  10. По делу о ДТП, совершенных отдельными лицами, до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого необходимо получить согласие соответствующих органов на привлечение данного лица к уголовной ответственности: кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы РФ и т.п.

Например,  N-ским районным судом РБ вынесен обвинительный приговор в отношении пешехода Бердиева К. Р., который около 9 часов напротив колхозного рынка ул. Гафурова районного поселка С., в нарушении п. 4.3,  4.5,  4.6 ПДД, не на пешеходном переходе, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств, выбежал из-за передней части стоящего на обочине автомобиля МАЗ-642208 на проезжую часть дороги, по которой в попутном направлении следовала автомашина Урал 43203 под управлением Халиулина И. М. Последний, с целью предотвратить наезд на Бердиева, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с автомобилем ВАЗ -21099 под управлением Тоброва А. А. В результате столкновения пассажир автомашины ВАЗ-21099 Рыбаков Ю. П. получил множественные тяжкие телесные повреждения, от которых скончался[1].

Следователь, расследовавший уголовное дело скрупулезно собрав и  систематизировав  доказательства, предъявил обвинение. Подсудимый Бердиев К. Р. в ходе допроса в качестве обвиняемого свою вину не признал.

Собранные предварительным следствием доказательства оказались достаточными для  вынесения судом Бердиеву  обвинительного приговора по ч. 2 ст. 268 УК РФ.

Таким образом, дорожно-транспортное преступление будет раскрытро и расследовано только при достаточной настойчивости и целеустремленности, творческой  инициативе следователя. Совершенствование расследования находится в прямой зависимости от активного внедрения в практику разработанных с учётом требований современных нормативных актов и зарубежного опыта, методических и учебных пособий, призванных оказать помощь практическим работникам в решении стоящих перед ними задач.

Практика показывает, что большинство дорожно-транспортных происшествий являются следствием противоправного поведения и сознательного нарушения правил дорожного движения. Существует непосредственная связь между противоправным поведением водителей в виде административных проступков и дорожно-транспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности. Это определяется прежде всего спецификой рассматриваемых явлений, их взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. Совершаемые по вине водителей дорожно-транспортные происшествия, будь то преступление или проступок, имеют единый объект правонарушения, одинаковые субъекты, аналогичную характеристику субъективной стороны (вины). Они сопровождаются одними и теми же нарушениями правил дорожного движения и отличаются лишь степенью общественной опасности, определяемой тяжестью наступивших последствий.

Поэтому необходимо постоянно совершенствовать организационную форму и тактику профилактических мероприятий, осуществлять профилактическую деятельность в тесном взаимодействии с работниками других государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов.

[1] Архив Туймазинского районного суда Республики Башкортостан за 2003–2008 гг.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!