Приватизация в РФ

4 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Важнейшим событием рассматриваемого периода стала прива­тизация, т.е. передача государственной собственности в частные руки. Приватизация должна была покончить с монополией государ­ства в сфере производства, стимулировать заинтересованность про­изводителей в результатах своего труда, сделать каждого в той или иной степени собственником.

Долгие дискуссии о путях приватизации завершились приняти­ем схемы, по которой на руки гражданам выдавались приватиза­ционные чеки, своего рода свидетельства о праве на долю государ­ственной собственности для участия в приватизации. Это пропаган­дировалось как наиболее справедливый путь разгосударствления предприятий, поскольку каждый гражданин через чеки становился как бы совладельцем всего государственного имущества, получая свою долю. Всего было роздано 146 млн чеков. Гражданам предло­жили выбрать для себя схему реализации чека: либо использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо уча­ствовать в чековом аукционе, либо купить акции чекового инвести­ционного фонда (ЧИФ) - таковых было создано 646, либо продать. На практике приватизационные чеки, получившие в народе назва­ние «ваучеры», оказались втянуты в спекулятивный оборот. Мно­гие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам или отдавали их в ЧИФы, рассчитывая на получение в будущем диви­дендов. Реальная стоимость ваучеров быстро падала, и население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, легализировавшихся тене­виков и в значительной мере у администрации предприятий, чинов­ников, создавших побочные коммерческие структуры, которые спе­циально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

Важнейшей чертой ваучерной приватизации стал беспримерный темп ее проведения. В начале июля 1994 г. вице-премьер правитель­ства А. Чубайс заявил: «Ни в одной стране мира подобного масшта­ба программа в подобные сроки мирным образом не совершалась. Россия сделала это впервые не только в своей истории, но и вообще в истории... Невозможно отрицать и тот факт, что именно программа российской приватизации сделала необратимой, пожалуй, всю про­грамму российских экономических реформ».

Фактически бескровно произошел передел собственности. Сек­рет заключался в том, что собственность как бы передавалась тем, кто ею владел, или, по крайней мере, ощущал себя владельцем. Вто­рой вариант приватизации избрали 3/4 акционировавшихся предпри­ятий, т.е. 51 % акций оставался в руках предприятий. Директора го­сударственных предприятий стали главами акционерных обществ. Создав к этому времени коммерческие структуры при предприятиях, они получили возможность постепенно завладеть значительной до­лей акций приватизируемых предприятий. Однако в самом механиз­ме приватизации были заложены возможности для перераспределе­ния собственности в другие руки. Но на первом этапе получилось, что большинство населения и в первую очередь директорский корпус оказались заинтересованы в ее успехе.

Госкомимущество 30 июня 1994 г. заявило, что чековая привати­зация завершилась. Как было сказано в официальном отчете, главным ее результатом «явилось создание широкого слоя частных собствен­ников, который сформировался благодаря введению в обращение при­ватизационных чеков, а также условий для становления рынка ценных бумаг». Акционерами созданных в ходе приватизации АО или чековых фондов стали 40 млн граждан. К 1 июля 1994 г. было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного пи­тания, 76,4% предприятий бытового обслуживания.

Поступления доходов от приватизации в бюджет, на которые ссы­лались начиная ее, оказались куда меньше ожидавшихся. За два года в бюджеты всех уровней поступил лишь 1 трлн рублей, что было в два раза меньше доходов, полученных от приватизации в Венгрии. Вопреки ожиданиям сократились иностранные инвестиции в эконо­мику: с 2921 млн долл. в 1993 г. до 768 млн долл. за 9 мес. 1994 г. При этом инвестиции шли в основном в добывающие отрасли. Доля валютных инвестиций в топливно-энергетические отрасли за 9 мес. 1994 г. поднялась с 25 до 63%, тогда как в машиностроение, наобо­рот, упала с 17 до 3%.

Механизм проведения приватизации был нацелен на то, чтобы в максимально короткие сроки раздать государственную собственность с учетом того, что действительных капиталов для приобретения соб­ственности по рыночным ценам в стране не было. Общая номиналь­ная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн. руб.) примерно со­ответствовала балансовой стоимости основных производственных фондов России на конец 1991 г. Но после либерализации цены вы­росли в 20 раз, тогда как соответствующая переоценка стоимости основных фондов была проведена только в середине 1993 г. Таким образом была обеспечена передача государственной собственности новым владельцам. Фактически 500 крупнейших приватизированных предприятий России стоимостью не менее 200 млрддолл. были про­даны за 7,2 млрддолл.

Государственная Дума Российской Федерации в июле 1994 г. при­знала итоги первого этапа приватизации неудовлетворительными. В своем анализе итогов приватизации Комитет Госдумы по собствен­ности и приватизации писал,что политика приватизации привела к обострению социально-экономического кризиса в стране и создала условия, серьезно затрудняющие выход из него. «Этого можно было бы избежать, - говорилось в заявлении, - если бы процесс прива­тизации не был подчинен достижению чисто политических целей - всеми возможными способами ускорить процесс передела государ­ственной и муниципальной собственности».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!