Природа и особенности внешней политики

26 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3
1. Место и роль внешней политики 4
2. Национальные интересы России 12
Заключение 18
Список литературы 19

Введение

Интенсификация интеграционных процессов в международной жизни, расширение и углубление международных отношений России на федеральном уровне, а также углубление интеграции РФ в международную политику, экономику и другие сферы межгосударственного сотрудничества вызывает настоятельную необходимость совершенствования механизма координации внешнеполитической деятельности государственных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями в области внешней политики и международных отношений.
Подробная правовая регламентация деятельности каждого государственного органа и должностного лица, принимающего участие во внешнеполитическом процессе на основе возложенных на него законом внешнеполитических полномочий, необходима в целях согласования деятельности государственных органов и должностных лиц РФ в области международных отношений.
Международное сотрудничество современных государств в самых различных областях общественной жизни всегда являлось важнейшим фактором прогрессивного развития стран, участвующих в таком сотрудничестве. В значительной степени, благодаря интенсивному и мирному международному общению, многие народы мира достигли высокого уровня развития в различных областях общественной жизни.

1. Место и роль внешней политики

Политика по своему содержанию представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства, политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политика" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений [9, c. 268].
В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.
Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Особенности внешней политики не следует абсолютизировать. Внутренние и внешние функции политики тесно взаимосвязаны. Одна и та же проблема часто содержит в себе и внутренний аспект, и международный. Отсутствие демократии во внутренней политике с течением времени может привести к тому, что и внешняя политика станет функцией внутренней политики. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики [4, c. 31].
Внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.
В условиях становления нового миропорядка особое значение приобретает эффективность функционирования государственных органов, наделенных внешнеполитическими полномочиями в области внешней политики, четкое распределение полномочий между ними, совершенствование правового регулирования в данной области, слаженность функционирования всего механизма осуществления внешней политики государства. Вместе с тем необходимо заметить, что внешнеполитическая сфера деятельности государства, особенно в ее организационной основе и в области правового регулирования осуществления внешней политики, до сих пор слабо исследована как в России, так и за рубежом [4, c. 33].
Анализ научной литературы посвященной проблеме внешней политики позволяет сделать вывод о том, что довольно часто в научных публикациях не проводится четкой грани, например, между такими понятиями как: "внешнеполитический механизм", "механизм осуществления внешних сношений", "механизм осуществления внешней политики" и т.д. Однако, как представляется, при всей внешней схожести упомянутых явлений государственной жизни, эти понятия нельзя признать тождественными. Более того, необходимо уточнить содержание этих и других понятий, относящихся к внешнеполитической сфере [4, c. 40].
В настоящее время, когда происходят значительные изменения в государственном механизме Российской Федерации и правовых основах его функционирования, особое значение приобретает задача их совершенствования. В этой связи особое значение приобретает исследование конституционно-правового механизма осуществления внешней политики России, т.к. от его эффективности в значительной степени зависит успех проводимых в жизнь преобразований в различных областях государственной и общественной жизни страны.
Однако при исследовании понятия "конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государства" представляется необходимым, прежде всего разобраться в содержании понятия "внешняя политика" в современном толковании ее содержания в нормативно-правовых актах и в работах российских ученых [4, c. 43].
Объектом внешней политики в узком смысле является такая совокупность отношений между суверенными государствами и другими субъектами международных отношений, которая предполагает, наряду с прочими внешними сношениями, наличие у данного государства сугубо политических отношений с другими странами. Собственно политические отношения направлены на установление, поддержание и развитие всего спектра сношений с другими государствами и народами.
Эти сугубо политические отношения и являются той основой, которая необходима для установления и развития всех других видов международных отношений, как-то экономических, научно-технических, культурных и других.
Таким собственно внешнеполитическим отношениям относятся дипломатические отношения, осуществление которых обеспечивается внешнеполитической деятельностью глав государств, глав правительств, специализированных дипломатических ор-ганов государства, их должностных лиц, как, например: министерство иностранных дел, министр иностранных дел, чрезвычайные и полномочные послы в иностранных государствах и др.
В большинстве государств мира собственно политические отношения с другими государствами всегда представляли собой обособленную, и, в значительной степени, закрытую сферу государственной жизни, центральное место в которой занимают дипломатические отношения [4, c. 47].
Понятие "дипломатия", как принято считать, означает официальную политическую деятельность, специально на то уполномоченных государственных органов, направленную на развитие и поддержание политических отношений с другими странами, а также защиту интересов государства, его граждан и организаций за рубежом.
Мнения относительно содержания термина "дипломатия" в значительной степени схожи. Так, например, в Дипломатическом словаре дипломатия трактуется как "средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства его учреждений и граждан за границей" [6, c. 92].
В Словаре международного права под дипломатией понимается "особая форма официальной государственной деятельности, осуществляемая главой государства, правительством, министром иностранных дел, послами и посланниками, делегациями на международных конференциях, представительствами при международных организациях, а также ответственными сотрудниками центрального аппарата министерства иностранных дел, посольств, миссий и других дипломатических представительств, именуемых дипломатами".
В Кратком политическом словаре дипломатией называется "официальная деятельность глав государств и правительств, а также их специальных органов по осуществлению целей и задач внешней политики государства по защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей" [6, c. 92].
В содержание понятия внешнеполитические отношения входит не только внешнеполитическая деятельность государственных органов и их должностных лиц, но и участие во внешнеполитических отношениях ведущих политических партий, клубов, общественных организаций. Как свидетельствует практика, политические партии (как правящие, так и оппозиционные) на уровне своих руководящих органов принимают заявления внешнеполитического характера по вопросам реализации внешнеполитического курса, проводимого государством, а также по наиболее актуальным событиям в международной жизни. Они также содействуют наиболее эффективной реализации внешнеполитического курса своей страны на уровне межпартийных связей с политическими партиями других стран и т.п.
Однако основную роль в реализации внешней политики государства играют государственные органы, наделенные конституцией и законодательством компетенцией в области осуществления внешней политики страны. Эти государственные органы, разрабатывают концептуальные основы политики государства в отношениях с другими странами, устанавливают и поддерживают политические отношения с другими государствами и народами и тем самым создают основу для многостороннего международного сотрудничества в самых различных областях государственной и общественной жизни [7, c. 81].

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!