Природа человека и бессознательное

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Согласно традициям рус­ской философской школы, бытие человека должно отвечать осоз­нанию смысла и значимости собственной жизни. Однако, согласно психоанализу З.Фрейда, состояние сознательности быстро прохо­дит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, оно может вновь стать созна­тельным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период - мы не знаем.

Психическая жизнь окружает и охватывает сознание человека со всех сторон, оставляя ему лишь островки в океане Психеи. Зона максимально ясного сознания в психической деятельности сравни­тельно невелика. За ней идет полоса просто ясного сознания, затем минимального сознания, за которым следует уже неосознаваемое. Понятие психического шире сознания. Психическая деятельность человека может находиться в фокусе сознания, иногда она не дос­тигает уровня сознания (досознательное, предсознательное состоя­ние, например у новорожденного) или же опускается ниже поро­га Сознания (подсознательное). Сознание не во всяком состоянии человека характеризуется своей максимальной концентрацией и прозрачностью. Рассеяно оно у человека в состоянии сильного опь­янения, стресса, отсутствует во сне, в результате гипнотического воздействия, у некоторых категорий душевнобольных.

Понятием бессознательного охватывается совокупность психи­ческих явлений, состояний и действий, не представленных в созна­нии человека, лежащих вне сферы разума, безотчетных и неподдаю­щихся контролю. Бессознательное интерпретируется как действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (например, реакция защиты), а также при естественном или искусственном отключении сознания. В психоло­гической литературе термин «бессознательное» часто употребляется для обозначения особой области психики, сосредотачивающей в себе влечения, стремления и мотивы, смысл которых определяется ин­стинктами и не доступен сознанию;

Бессознательное - глубинный фундамент психики. Оно прояв­ляется в различных и многообразных формах: установка, влечение, ощущение, интуиция, сновидение, состояние аффекта и пр. Термин «бессознательное» используется для характеристики как индивиду­ального, так и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками процесса. Ближайший соратник и популя­ризатор учения З.Фрейда К.Юнг подробно исследовал образы кол­лективного бессознательного - «архетипы». Они представляют со­бой систему врожденных программ и установок, типических реак­ций, которые не декларируются как социокультурные нормы, не лежат на поверхности каналов официального общения, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода. Коллективное бессознательное, понимаемое как передающийся по наследству итог коллективной жизни рода, может служить объяс­нительной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет воспринимать опыт архетипов и откажется выступать как элемент самоорганизующейся системы, в которой идет постоянный энергийный обмен, психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. А это, как утверждает Юнг, ведет к индивидуальным и массовым психозам, лжепророчествам, волне­ниям и войнам. «Деликатное и разумное существо может превратиться в маньяка и дикого зверя. Теряя контакт с сознанием, бессознатель­ное утверждает себя косвенным образом». «Прорываясь» в наше соз­нание, оно захлестывает и парализует рациональные психические структуры социального бытия личности. Анализируя связь бессозна­тельных архетипов и сознательных компонентов психики, Юнг ука­зывает на две опасности. Рост восточно-религиозных культов, в ко­торых личностное начало оказывается полностью растворенным. И европейская экспансия научно-рационального Я, искажающая сущность психической жизни. Юнг предупреждает об опасности игнорирования бессознательного. Бессознательное не просто проти­воположно сознанию, оно является его модифицирующим против­ником-партнером. Бессознательное проистекает из самого стихийно-спонтанного жизненного потока, аккумулируя информацию как бы по ту сторону добра и зла, вне социальных предписаний.

На современном этапе развития объявлять бессознательное мис­тикой, не оказывающей никакого воздействия на жизнедеятель­ность, безграмотно. С физиологической точки зрения бессознатель­ные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О пол­ном объеме хранящейся в памяти информации люди даже и не подозревают. Бессознательное осуществляет функцию автоматиза­ции человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, человек не мог бы ни думать, ни действовать. Получи­лось бы, как в известной сказке О.Уайльда о сороконожке. Ее спросили, как она ходит? Она задумалась... и перестала ходить. Даже у вполне развитого человека основной запас информации хранится за пределами непосредственного контроля сознания. Че­ловек испытывает все физиологически доступные ему воздейст­вия, но не все они становятся фактом сознания.

Фрейд представил бессознательное в виде могущественной ир­рациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Вме­сте с тем он полагал, что бессознательные влечения могут выяв­ляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники пси­хоанализа. Фрейд опирался на представление о глубинном бессозна­тельном пласте человеческой психики, в недрах которого происхо­дит особая жизнь, еще не Достаточно изученная, но весьма значи­мая для сознания.

Центральным понятием фрейдовской концепции является ли­бидо. В ранних работах Фрейда под либидо понимается энергия сексуального влечения. В дальнейшем Фрейд сводит либидо к эро­су Платона, отождествляя с ним энергию того, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, любовь к родителям и детям, любовь к людям вообще. У Юнга имеется более широкое энергети­ческое толкование понятия «либидо» как психической энергии, проявляющейся в жизненном процессе. Это поток витально-пси-хической энергии, и все феномены сознательной и бессознатель­ной жизни - суть проявления единой энергии либидо.

При рассмотрении фрейдовской концепции использовалось, об­разное сравнение бессознательного с большой передней, где на­ходились все душевные влечения, страсти и порывы. На пороге между передней и салоном стоял страж, разглядывающий каждое душевное влечение и решающий, пустить ли его из передней в салон, олицетворяющий собой область предсознательного, где име­ется память, мышление, привычки разумного Я. Если душевное влечение допускается в салон, оно имеет шанс стать сознатель­ным при условии, что привлечет к себе внимание сознания. За прихожей и салоном располагалась келья - собственно обитель сознания. Этот пространственный топологический образ достаточ­но иллюстративно показывал взаимосвязь сознательного и бес­сознательного.

В работе Фрейда «Я и Оно» используется другая аналогия. Пси­хика представляется состоящей из трех слоев: ОНО-Я-Сверх-Я. Бессознательное Оно в своих недрах скрывает копошащиеся древ­ние животные инстинкты, скрытые безотчетные влечения. Это «ки­пящий котел инстинктов». Сознательное Я - посредник между Оно и внешним миром - оказывает влияние на бессознательное, стремится к удовлетворению его влечений, допускаемых общест­вом. Сверх-Я - императивы и долженствования социальности - накладывает всевозможного рода запреты на проявление влечений. Я, таким образом, оказывается в тисках: со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости.Сверх-Я. Психическая жизнь человека беспрестанно потрясается конфликтами, защищаясь от них, человек руководствуется двумя принципами. Первый - «прин­цип удовольствия» автоматически направляет бессознательные вле­чения в русло получения максимального удовольствия. Второй - «принцип реальности» задает ориентиры и характеризует ход проте­кания душевных процессов в соответствии с требованиями окру­жающей среды, накладывающей вето на возможность сиюминутно­го удовлетворения влечений. Впоследствии Фрейд уточнил область применения этих принципов. Психическая деятельность бессозна­тельного подчиняется «принципу удовольствия», а психическая дея­тельность предсознательного - «принципу реальности».

Вытесненные в бессознательное желания человека в любой мо­мент могут прорваться наружу и стать причиной драмы. Активность неразряженного желания находит «окольные пути» проникновения в сознание. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вынесен опять в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль, сублимация). Сублимация понимается как энергия замещения социально низменных целей на культурно приемлемые. Сублимация - это процесс переориентации влечений на иную цель, отдаленную от сексуального удовлетворения, а также преобразование энергии инстинктов в нравственно одобряемую деятельность.

Как же оценить феномен бессознательного? В полемику с Фрей­дом и Юнгом вступает врач и философ Э.Фромм. По Фрейду/бес­сознательное - в основном то в нас, что дурно, подавлено, то, что несовместимо с требованиями нашей культуры и нашего внешне­го социального Я. В системе Юнга бессознательное становится источ­ником откровения, символом того, что на религиозном языке есть сам Бог. Фромм считает, что обе концепции односторонни. Наше бессознательное - это та часть самости, которая присутствует в на­шем Я, содержит и низшее и высшее, и худшее и лучшее. Мы долж­ны подходить к бессознательному не как к Богу, которому следу­ет поклоняться, и не как к дракону, которого следует убить, но со смирением, с глубоким чувством юмора; видеть эту другую часть нас самих такой, как она есть, без ужаса, но и без благоговения. .

В отечественной науке после скоропалительного увлечения про­блематикой бессознательного в ее психоаналитическом варианте в 20-е годы интерес к ней угас вплоть до 50-х годов. Благодаря Д.Узнадзе в качестве альтернативной модели фрейдовского «бессознательного» была создана «теория неосознаваемой психической установки», соглас­но которой действия, реакции, поступки и мысли человека всегда за­висят от особого психического состояния - готовности к данному процессу. Кардинальной формой бессознательного оказывается уста­новка, связанная с направленностью личности на активность в. ка­ком-либо виде деятельности, общей предрасположенностью к дея­тельности. Установка возникает при встрече двух факторов:

потребности и ситуации удовлетворения потребности. Она определяет направление проявлений психики и характер поведения субъекта. Ус­тановка обладает сложной структурой, содержит эмоциональные, смысловые и поведенческие аспекты предрасположенности к воспри­ятию или действию в отношении социальных объектов и ситуаций. Д.Узнадзе экспериментально и теоретически доказал, что установка как неосознаваемая психическая деятельность является составляющим элементом любого акта человеческого поведения. Особенно велика ее роль в творческих процессах и в области межличностного общения.

Абстрактная постановка вопроса о гегемонии одной из форм психической деятельности над другой недопустима. И сознание и бессознательное - это реальные стороны психики, обеспечиваю­щие ее единство. Каждая их этих сторон имеет свои специфические функции и органично или патологично представляет целостную природу человека.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!