Принятие управленческих решений в маркетинге

10 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и типология управленческого решения в маркетинге 4

1.1. Понятие управленческого решения 4

1.2. Особенности процесса принятия решения в маркетинге 6

Глава 2. Этапы и модели принятия управленческих решений в маркетинге 9

2.1. Стадии процесса принятия решения в маркетинге 9

2.2. Модели принятия управленческих решений в маркетинге 10

Заключение 12

Список литературы 13

ВВЕДЕНИЕ

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации в этом случае решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Таким образом, процесс принятия управленческих решений - весьма сложная проблема, требующая высокого профессионализма от руководителя, целенаправленных усилий от всего управляющего звена.

Цель исследования - характеристика процесса принятия управленческого решения в маркетинге.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

1) изучить теоретические основы процесса принятия управленческого решения в организации;

2) проанализировать особенности принятия управленческого решения в маркетинге.

Объект работы – деятельность процесс принятия управленческого решения. Предмет исследования – особенности процесса принятия управленческих решений в маркетинге.

При написании работы в качестве источников информации выступают учебная, научная, методическая литература материалы периодических изданий и специализированных интернет-сайтов, посвященных управленческой и маркетинговой тематике.

Контрольная работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В МАРКЕТИНГЕ

1.1. Понятие управленческого решения

Какие бы вопросы бизнеса не приходилось решать менеджеру, главным всегда является принять вовремя самое лучшее управленческое решение. Любой человек, взрослея, познает на практике процесс принятия решений. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни - тысячи и миллионы решений. Решение - это выбор альтернативы. Выбор одежды для театра, выбор спутника жизни или места работы - все это решения, хотя альтернатив обычно множество. Как правило, каждодневные решения мы принимаем без систематического анализа [10, c. 24].

Как совершенно верно отметил Т.В, Гапоненко, в рамках управления принятие решения намного более систематизированный процесс [6, c. 13]. Менеджер несет здесь огромную ответственность. Он выбирает направление действий не только для себя, но и для всей организации, для всех работников. Иногда те, кто находится на верхних этажах солидной организации, принимают решения, связанные с миллионами долларов. Некоторые управленческие решения сильно воздействуют на жизнь многих людей, прежде всего каждого из тех, кто работает с принявшим это решение руководителем [3, c. 59].

Ответственность за принятие важных организационных и управленческих решений - тяжелое моральное бремя, что ярко проявляется на самых высоких уровнях управления. Руководители любого ранга имеют обычно дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Когда руководитель решает уволить подчиненного, последний может быть сильно травмирован. Но если некомпетентного работника не остановить, то от его деятельности может основательно пострадать организация, что, естественно, отрицательно скажется на ее владельцах и сотрудниках. Поскольку цена ошибки порой колоссальна, руководитель не имеет права принимать непродуманных решений. Менеджер призван действовать рационально и эффективно [6, c. 62].

Принятие решений в организации характеризуется как:

 сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

 поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

 процесс взаимодействия членов организации;

 выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

 часть общего процесса управления;

 неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

 важно для выполнения всех других функций управления [5, c. 98].

В исследовании Дж. Лафты предлагается системный подход к решению, задачи классификации решений, так как многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему и иерархию решений, соподчиненность и цикличность. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. В обобщенном виде классификация управленческих решений представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Классификация управленческих решений

Признак классификации Виды управленческих решений

1 2

Объект управления Маркетинговые

Производственные

Финансовые

Кадровые

Характер процесса принятия решения Интуитивные

Основанные на суждениях

Рациональные

Количество альтернатив Стандартные

Бинарные

Многоальтернативные

Инновационные

Сроки действия Постоянные (о технике безопасности)

Длительного действия (должностная инструкция)

Периодические (ежеквартальные)

Краткосрочные (диспетчирование)

Разовые (о премировании)

Частота принятия решений Единовременные

Циклические

Частые

Форма Письменные

Устные

Содержание Производственные

Социально-политические

Экономические

Организационные

Технические

Возможность автоматизации Программируемые (связаны с большим объемом информации)

Поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо переработать большой объем информации за короткий срок, автоматизация - в рамках частных задач)

Принимаемые на основе только логического обоснования

Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

Время наступления последствий для объекта управления

Стратегические

Перспективные

Текущие

Оперативные

Стабилизационные

Природа и специфика способов воздействия на объект управления Политические

Экономические

Технические

Число субъектов, влияющих на принятие решения

Определяющие

Конкурентные

Адаптирующие

Технология разработки решения

Организационные (запрограммированные, незапрограммированные)

Компромиссы

Прогнозная эффективность

Ординарные (неэффективные, рациональные, оптимальные)

Синергетические

Асинергетические

Степень важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений Решения в реальном масштабе времени

Решения, принимаемые в течение одного из этапов

Решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия

Состав и сложность реализации решений

Простые

Процессные (алгоритмизированные, размытые)

Характер учета изменения условий реализации решения Гибкие

Жесткие

1.2. Особенности процесса принятия решения в маркетинге

В литературе достаточно часто употребляются следующие основные термины: "маркетинговые решения", "решения в сфере маркетинга", "предпринимательские решения". Зачастую под этими терминами понимается одно и тоже, чаще всего их содержание и сущность не раскрывается вообще. Вместе с тем, по нашему мнению, имеется необходимость внести разграничение в эти термины.

Решения в сфере маркетинга связаны с принятием решения в отношении комбинации маркетинга-микс, и направлены на разработку и реализацию стратегий маркетинга и его элементов. Для принятия решения часто применяются хорошо известные модели (матрица "Продукт-рынок", модель Портера, различные варианты матрицы "Бостон консалтинг гроуп", модель Артура Д.Литла и т.д.). На первый взгляд эти модели являются очень похожими, однако исходные посылки у них различны, что определяет выбор модели и конечный результат.

Термин "маркетинговые решения" является более широким. Его появление связано с расширением понимания маркетинга как концепции управления, ориентированной на потребителя. В этом случае маркетинговые решения можно рассматривать как неотъемлемый элемент управленческих решений, т.к. они охватывают все сферы деятельности фирмы. При этом решения в сфере маркетинга или логистики будут частью предпринимательских решений.

Маркетинговые решения взвешены, продуманы. Она базируются на всестороннем, доскональном изучении существующей проблемы. В следствии этого маркетинговые решения являются более последовательными и системно ориентированными, и дисциплинированными и структурированными.

Принятие маркетинговые решений, особенно в крупных фирмах, процесс достаточно длительный, что связано с бюрократической процедурой обсуждения и согласования, уточнением и получением дополнительной информации, а также организационной культурой фирмы.

Выводы по главе

Таким образом, в процессе принятия маркетинговых решений можно выделить две важнейшие проблемы: подготовка решения и принятие решения. Задачей маркетолога является подготовка решения, а задачей менеджера, предпринимателя - принятие решений,

В современном бизнесе значительно сложнее стало принимать решения, что связано с непредсказуемостью окружающей среды, инновационной активностью фирм-конкурентов, ограниченностью ресурсов, различными стратегическими неожиданностями и т.д. Такие условия приводят к тому, что методы и методология традиционной теории принятия управленческих решений не в полной мере отвечают запросам предпринимателей. Маркетингового ориентированная концепция управления приходит на смену традиционной теории управления, что в значительной мере определяет необходимость разработки концептуальных основ принятия маркетинговых решений.

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ И МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МАРКЕТИНГЕ

2.1. Стадии процесса принятия решения в маркетинге

Принятие решений в сфере маркетинга является достаточно сложным процессом, который состоит из нескольких этапов (табл.2).

Таблица 2

Характеристика основных этапов принятия маркетинговых решений

Название этапа Характеристика этапа Ответственные

Осознание и предвидение проблемы Экспресс-диагностика внешней и внутренней среды фирмы Предприниматель, менеджер

Формулировка проблемы Постановка целей и задач решения проблемы; оценка альтернатив достижения цели Предприниматель, менеджер

Подготовка решения Сбор, анализ, обработка информации; бенчмаркинг; выявление возможных стратегий действия; оценка стратегий действия поставленными целями Маркетолог

Принятие решения Выбор стратегии действия Предприниматель, менеджер

Контроль за реализацией принятого решения Оценка изменений во внешней и внутренней среде фирмы; анализ хода реализации стратегии; корректировка стратегии Маркетинг-менеджер, маркетолог

На современном этапе развития маркетинговой деятельности в России важнейшей задачей является развитие методики и методологии решения в условиях определенности, риска и неопределенности. Это связано с тем, что, в отличие от бизнеса в развитых странах, бизнес в России менее формализован и его развитие происходит в условиях неполной информации, т.е. условия развития бизнеса в нашей стране более жесткие, динамичные и менее предсказуемые. Р.Льюс и Х.Райфа [3, c. 76] так трактуют эти условия принятия решений:

1. Выбор решения в условиях определенности предполагает, что результат каждого действия известен.

2. Выбор решения в условиях риска означает, что каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов. При этом каждый исход имеет известную вероятность появления. Считается, что лицу принимающему решение (ЛПР) эти вероятности известны.

3. Выбор решения в условиях неопределенности происходит в том случае, когда то или иное действие имеют своим следствием множество возможных частных исходов, но вероятности этих исходов неизвестны.

2.2. Модели принятия управленческих решений в маркетинге

В маркетинге существует несколько моделей принятия управленческих решений.

Ф.Ф.Аунапу считает, что для решения задач в условиях определенности наиболее успешно могут применяться математические модели. Для решения задач в условиях риска лучше использовать методы теории вероятностей и математической статистики. В условиях неопределенности использовать методы математического моделирования крайне затруднительно. Более целесообразным является применение теории игр и "байесовский подход".

Следующим направлением теории ПР является кибернетический подход. Широко применяется логико-математическая формализация и моделирование. Ст. Бир придает большое значение исследованию операций [8], Д. Форрестер считает, что математическое моделирование полезно, но оно должно быть дополнено суждениями, основанными на интуиции.

В соответствии с целью применения модели маркетинга можно разделить на следующие виды:

- описательная модель. Она имеет своей целью отождествить структуру системы. Такие модели могут быть построены на трех уровнях детализации: макромодель, микроаналитическая модель, модель микроповедения. К моделям подобным относятся модель процесса Маркова, теория очередей;

- модель-прогноз, позволяет предвидеть развитие действующей системы, в зависимости от различных гипотез относительно переменных величин, включенных в эту модель;

- нормативная или предписательная модель, содержит рекомендации к действию.

Кроме того, можно выделить модели маркетинга с точки зрения его отдельных элементов: действия при покупке, доля рынка, группа потребителей т.п.

Выводы по главе

Для принятия маркетинговых решений кроме информации необходимы и определенные базовые знания, которыми должен обладать маркетинг-менеджер. Эти знания образуются из нескольких компонентов: образование, опыт, мотивация.

В маркетинге существует несколько моделей принятия управленческих решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном бизнесе принятие маркетинговых решений может стать важным конкурентным преимуществом. Фирмы могут опередить своих конкурентов за счет: принятия лучших решений; более быстрого принятия решений; более эффективного внедрения принятых решений.

Управленческое решение - это выбор альтернативы. Менеджер несет здесь огромную ответственность. Он выбирает направление действий не только для себя, но и для всей организации, для всех работников. Некоторые управленческие решения сильно воздействуют на жизнь многих людей, прежде всего каждого из тех, кто работает с принявшим это решение руководителем.

Ответственность за принятие важных организационных и управленческих решений - тяжелое моральное бремя, что ярко проявляется на самых высоких уровнях управления. Принятие решений в организации характеризуется как: сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; процесс взаимодействия членов организации; выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной работы менеджера; важно для выполнения всех других функций управления.

Принятие решений в маркетинге представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий» решающих эту проблему.

Принятие управленческих решений зависит от многих факторов: от личных качеств руководителя, от среды принятия решения, от определенности или от неопределенности, от степени риска, информационных ограничений, поведенческих ограничений, от возможности негативных последствий и т. д. Эффективно действующий менеджер призван учитывать эти факторы при анализе вариантов решения проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балдин, К.В. и др. Управленческое решение [Текст] / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев. – М.: Проект, 2009. – 442с.

2. Беляцкий, Н.П. и др. Управление маркетингом [Текст] / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – Мн.: Экоперспектива, 2010. – 554с.

3. Воробьев, С.Н. Управленческие решения: Учебник для вузов [Текст] / С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин, К.В, Балдин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 317с.

4. Гапоненко, Т.В. Управленческие решения: учебное пособие [Текст] / Т.В. Гапоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 284с.

5. Гуджоян, О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие [Текст] / О.Л. Гуджоян. – М.: Инфра-М, 2009. – 220с.

6. Карданская, Н.Л. Основы принятия управленческих решений [Текст] / Н.Л. Карданская. – М.: РДЛ, 2009. – 334с.

7. Симоненко, В. Д. Основы маркетинга: краткий курс лекций [Текст] /. - Брянск: БГПУ, 2000.

8. Тихонравов, Ю. В. Теория управления [Текст] / Ю.В. Тихонравов. - М.: Вестник, 2010. – 368с.

9. Цыгичко, В.Н. Руководителю о принятии решений [Текст] / В.Н. Цигичко. – М.: Инфра-М, 2006. – 388с.

10. Чудновская, С.Н. Разработка управленческих решений [Текст] / С.Н. Чудновская. – Тюмень: ТГУ, 2009. – 304 с.

11. Ярцев, В.А. Управленческие решения [Текст] / В.А. Ярцев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 198 с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(17.7 KiB, 86 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!