Принятие решения как наука и искусство

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 

Введение                                                                                                  3

1. Понятие и сущность управленческого решения                               4

2. Научный подход к принятию решения                                                       8

3. Искусство принятия решения: внерациональные методы принятия решений                                                                                                 13

Заключение                                                                                             17

Список литературы                                                                                18

 

Введение

 

Современные концепции менеджмента и управления выделя­ют решение в качестве центрального звена своего проектирования, построения или осуществления. Вне зависимости от того, пред­ставляет оно выработку плана действий на основе складывающе­гося субъективного восприятия, собственно принимаемый вари­ант или выработанную оценку и выводы из произошедшего, ре­шение становится доминантой процесса постановки и достижения цели организации, во многом его определяющей и раскрывающей. Это обусловливает необходимость двоякого подхода к принятию решений – научного и внерационального, на уровне искусства.

 

 

1. Понятие и сущность управленческого решения

 

Решение, представляющее адаптируемую программу деятельности организации, является основополагающей формой проявления реакции менеджера на происходящее. Формирование решения как теоретический процесс выработки и принятия варианта действий представляется процедурой деятельности организации.

Результатом осуществляемого по ней процесса становится разрешение проблем формирования, функционирования и развития организации. На самом деле неважно, относится ли такое решение к целенаправленному воздействию на внешнюю систему (и тогда оно становится управленческим) или решение представляет собой новый вариант самоорганизации. В любом случае решение представляет модель построения и осуществления деятельности организации.

Вместе с тем прикладное формирование такой модели организации не завершается на уровне принятия. В процессе его практической реализации оно является объектом и становится продуктом предметной адаптации, а в ряде случаев и реорганизации. Это означает, что на самом деле в конкретном процессе реализуется не принятая ранее модель деятельности организации, а некая ее производная, осуществление которой потребовало тех или иных изменений по ходу выполнения. Эти изменения, как правило, являются организационными процедурами, разрабатываемыми и реализуемыми менеджером в режиме реального времени (2, с. 115).

Но в сознании менеджера или на других информационных носителях, как правило, остается первоначальный, разработанный и принятый вариант построения и осуществления деятельности организации. Именно к этой, первоначально разработанной и зафиксированной процедуре, как правило, осознанно или непроизвольно обращается менеджер в аналогичных ситуациях, что вновь порождает необходимость их корректировки в процессе реализации. Наконец, рано или поздно это вырабатывает у менеджера достаточно устоявшуюся процедуру построения и осуществления тех или иных процессов, адаптируемую и применяемую им, как правило, на подсознательной основе.

Это обстоятельство сформировало необходимость такого понимания и применения решения, как накапливаемый менеджером опыт планирования и осуществления организационной деятельности. Его значение в организации деятельности менеджера, определяющее его профессиональный уровень, трудно переоценить. Именно опыт как основной ресурс разработки и осуществления решений менеджера становится определяющим фактором адекватного восприятия реальной оценки и эффективной реакции на происходящее, собственно и представляющих собой содержание менеджмента.

Большинству профессионалов хорошо знакомо осуществление тех или иных процессов «по накатанной схеме», «с закрытыми глазами», отражающее не что иное, как применение накопленного опыта предыдущих процессов разработки и реализации аналогичных действий в подобных ситуациях. Собственно, опыт менеджера представляет собой определенный банк апробированных и адаптируемых вариантов, в котором черпаются аналоги и прообразы разрабатываемых, принимаемых и реализуемых решений.

На практике большинство менеджеров, да и значительная часть ученых, применяя или воспринимая этот термин, далеко не всегда отдают себе отчет в многообразии его идентификации и понимания как ими самими, так и их подчиненными и окружающими. Исследования, проведенные Д.Лафта в 2000 - 2003 гг. среди менеджеров среднего звена (департаменты, службы, производства, цеха) десяти крупных отечественных компаний, показывают, что (3, с. 41):

1. 25% профессиональных менеджеров воспринимают решение прежде всего как процесс исследования проблемы и выработки базового, но еще не принятого варианта ее разрешения;

2. 55% ассоциативно понимают под решением принятый, но еще не реализованный вариант осуществления их собственных действий и деятельности организации в конкретной ситуации;

3. 15% обращают приоритетное внимание на процесс практической адаптации и реализации принятого варианта действий;

4. 5% акцентируют внимание на фактически разработанном, принятом, адаптированном и успешно осуществленном варианте признанных необходимыми и оправданными действий.

Анализ этих данных показывает, что процессуальной фазе решения приоритет отдают только 40% менеджеров, несмотря на то что именно выработка, принятие и реализация решения во многом определяют общий успех менеджмента. Это объясняется целым рядом специфических факторов и проявлений особенностей отечественного менеджмента, к которым прежде всего относятся:

• излишне высокая структурная и процедурная централизация деятельности менеджера по принятию решения;

• неоправданно большой удельный вес штатных, типовых, фор мально «штампуемых решений» в составе полномочий менеджера;

• низкая эффективность систем регистрации и анализа процессов разработки и реализации решений менеджером;

• исходная латентность и сложность построения и исполнения процедур выработки, принятия и реализации решения;

• ограниченные ресурсы и устаревшие программы профессиональной подготовки менеджеров по сравнению с современными методами организации процессов выработки, принятия и реализации решений.

Все это существенным образом деформирует настрой отечественного менеджера на приоритетное и содержательное участие в процессах выработки, принятия и реализации решений, что, например, для японских компаний является определяющим и составляет более 80% в ориентации менеджеров (3).

Стратегическая ориентация и активное, содержательное участие менеджера в теоретической и практической фазах выработки, принятия и реализации решения являются основой построения процессов современного менеджмента. Сначала в теории, а затем и на практике профессионально решая стоящие перед организацией задачи, менеджер и осуществляет тот самый процесс постановки и достижения цели, который называется менеджментом. В этом смысле эффективное построение процедуры и осуществление процесса разработки и принятия решения менеджером становятся определяющими условиями и путями достижения цели организации.

При этом одной из определяющих тенденций специализации профессионального менеджмента в последнее время становится выделение фазы реализации решения. Как бы совершенен ни был теоретический процесс, он всегда нуждается в естественном и важнейшем продолжении по его осуществлению практической деятельностью менеджера. Причем между этими составляющими (теорией и практикой) устанавливаются, развиваются и совершенствуются исключительно сложные и многообразные связи.

Необходимо отметить, что в практической фазе последнее время все активнее разрабатываются и совершенствуются новые методы и формы - например, на основе социально-психологических подходов. И действительно, мотивация, инициирование, стимулирование, активизация исполнителей в рыночных условиях принципиально по-новому определяют их место и обусловливают содержательное участие в процессе реализации принятого варианта действий. В конечном счете это проявляется в делегировании все большего объема и содержания действий исполнителям, приоритетно заинтересованным в конечном результате их осуществления.

Разработка, принятие и реализация конкретного варианта действий менеджера в организации воспринимаются как решение стоящих перед ним задач, приводящее к результату, выражающемуся, например, в приказе и аналитическом отчете о его исполнении. Причем последние только в той или иной степени полно, всесторонне, своевременно и т.д. отражают и закрепляют достигнутые менеджером и организацией в целом результаты. Такое положение нередко приводит к тому, что в принципе правильное, ожидаемое и разделяемое большинством решение далеко не всегда становится эффективным в данной конкретной организации. Подобный диссонанс позволяет сделать конструктивно важный вывод о том, что решение как процесс, например адаптации и практической реализации, не только обладает приоритетом, но и во многом обусловливает результативность и эффективность решения как результата (3).

Четкое разграничение представления и понимания решения в менеджменте совершенно необходимо, поскольку все последующие исследования и оценки, разработки и реализации должны применяться не к общему понятию решения, а к его конкретному проявлению в том или ином виде. Так, методы и процессы, применяемые при разработке и принятии решения, существенным образом отличаются от продуктивно используемых при его реализации. Соответственно, и принятое, но еще не реализованное решение требует постановки и применения особых методик и процедур анализа и оценки, существенно отличных от тех, которые используются при реализации или адаптации уже осуществленных вариантов действий и полученных результатов.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!