Принципы воспитания

Принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенно­сти учебно-воспитательного процесса и служит руко­водством к практике. Ряд ученых рассматривают еди­ную систему принципов воспитания и обучения. Дру­гие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить спе­цифику их, не забывая о некоторой условности разде­ления.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого про­цесса.

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями об­щества, перспективой его развития, отвечать его по­требностям. Это находит выражение и в том, что вос­питание имеет целевую направленность. Принцип тре­бует определения целей воспитания с учетом государ­ственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профес­сиональном и жизненном самоопределении. Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что долж­но обеспечиваться разными путями: разработкой со­держания, подбором методов, форм и средств воспита­ния.
  2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он озна­чает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон вос­питательного процесса.
  3. Принцип педагогического руководства и само стоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоя­тельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой пе­дагог должен стимулировать активность воспитанни­ков, их творческую свободу, сохраняя, однако, руково­дящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требо­вание воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различ­ных видов труда школьников, который является обяза­тельным компонентом образования в педагогических системах большинства стран.

  1. Принцип гуманизма, уважения к личности ре­бенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на дове­рии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотруд­ничестве, любви, доброжелательности. Принцип требу­ет от учителя умения создать благоприятный психо­логический климат в группе, положительный эмоцио­нальный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных. Образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
  2. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педа­гога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, разви­вать это стремление. Для этого имеется система мето­дов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
  3. Принцип воспитания в коллективе и через кол­лектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспита­тельных воздействий на личность через коллективист­ские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социаль­ной психологии и умений формировать межличност­ные отношения.
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать ти­повые возрастные особенности и индивидуальные раз­личия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные сред­ства и методы работы с конкретными воспитанниками.
  5. Принцип единства действий и требований шко­лы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди ко­торых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллек­тив должны обеспечить единые и согласованные дей­ствия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принци­пы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Принцип личностного подхода в воспитании. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значе­ние двух принципов: учета возрастных особенностей воспитан­ников и осуществления воспитания на основе индивидуально­го подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных осо­бенностей, сколько учет личностных характеристик и возмож­ностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы дея­тельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные, особенности личности (характер, темпера­мент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от назван­ных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспи­тания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направлен­ность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивиду­альными особенностями. Но только приоритет главных лич­ностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивиду­альные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностиро­вать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, тру­ду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие лично­сти; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не уда­лось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял так­тику воспитания в зависимости от новых сложившихся усло­вий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовос­питания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодея­тельность воспитанников, не столько руководил, сколько уме­ло организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет уп­рощенность возрастного и индивидуального подходов, обязы­вает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное раз­витие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспи­танников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств - направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивиду­альный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подо­зревать в этом никого и никогда не следует, но внимание не­обходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!