Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональных уровнях

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Управление социальной работой является необходимым ус­ловием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Социальное управление в широком смысле означает управление всеми и любыми общественными процесса­ми, а в узком управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Социальное управление имеет свои специфические особенно­сти, трудности, возможности и границы, не свойственные управ­лению техническими системами.

Управление социальной работой направлено на оказание по­мощи, поддержки, защиту всех людей, особенно слабо защищен­ных слоев и групп.

Объекты управления в социальной работе социальные ра­ботники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складываю­щаяся между людьми в процессе социальной защиты населения. Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные уп­равленческими функциями.

Процесс управления социальной работой предполагает опреде­ленную организационную структуру, под которой понимается сово­купность органов управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающих ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Организацион­ная структура управления в целом и в социальной работе в частно­сти должна содержать минимальное число звеньев и уровней управ­ления, обеспечивать четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Важнейшее условие эффективности системы социальной за­щиты населения структурное совершенствование деятельно­сти различных уровней управления органов социальной работы.

Выделяют три уровня управления:

1) верхний, институциональный Российская Федерация и автономная республика;

2) средний регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

3) низший социальные организации, различные негосудар­ственные (благотворительные) общественные организации.

Субъект управления, объект управления и существующие меж­ду ними разнообразные связи составляют систему социального уп­равления, в частности систему управления по оказанию социаль­ной помощи населению.

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Социальный комплекс предусматривает:

конкретную социальную защиту определенных категорий жителей;

развитие системы медицинского обслуживания (в том чис­ле страховой медицины);'^

борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения;

разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей;

торговое и бытовое обслуживание льготных категорий насе­ления;

развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.

Управление социальной работы базируется на следующих общесистемных принципах: социальная направленность управ­ления, научная обоснованность, системность, эффективность в реализации, демократизм, состоятельность и конкуренция, стимулирование, многофункциональность и широкая приме­нимость.

Функции управления это виды деятельности органов управ­ления и должностных лиц, с помощью которых они воздейству­ют на управляемый объект.

В настоящее время основными функциями трехзвенного уп­равления являются:

предварительное управление (целеполагание, прогнозирова­ние, планирование);

оперативное управление (организация, координация, руко­водство, мотивация);

заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Управления без технологии не существует. Организация управ­ления как социальной деятельности всегда преследовала цель получение лучших, более эффективных результатов при тех же затратах труда. А это невозможно без соблюдения соответствую­щей технологии.

Система управления предполагает:

механизм управления цели, средства, методы, функции, принципы;

структуру управления кадры, технику управления, орга­низационно-штабную структуру;

процесс управления органы управления, технологию, ма­териальную часть органов управления;

рационализацию системы управления внедрение дости­жений науки в управление, обновление кадров, совершенствова­ние хозяйственной системы управления.

Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения постав­ленной цели, которые, составляют его инструментарий, так как законы и принципы управления реализуются через системы оп­ределенных методов.

Методы управления это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ной цели. Через методы управления осуществляется технологи­чески сама управленческая деятельность.

Применять приходится одновременно различные методы или их сочетания, которые, органически дополняя друг друга, нахо­дятся при этом в состоянии динамического равновесия.

На сегодня весьма активно используются следующие методы в управлении:

социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях, имеют большое значение в практике уп­равления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления;

самоуправление как разновидность саморегулирования со­циальной системой.

В системе управления используются все методы управляюще­го воздействия и подразделяются на основные и комплексные. К группе основных относятся такие, которые учитывают требо­вания тех или иных объективных законов. Комплексные методы социального управления по существу представляют собой ком­бинацию основных методов.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения помочь раз­вить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негатив­ного воздействия стихийных рыночных отношений, последствий социально-экономических реформ в обществе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!