Принципы психологического консультирования

Основными принципами консультирования, являются добровольность обращения клиента, конфиденциальность, личная ответственность клиента, профессио­нальная компетентность и ответственность консультанта, реконструкция истории клиента, совместная выработка реше­ний, привлечение широкого социального окружения, комплексность в работе с клиентом, единство диагностики и коррекции, структурирование пози­ций в процессе консультирования, выявление подтекста обращения клиента.

Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим эти­ческим принципом консультирования. Никто не может быть принужден к психологическому диагностическому освидетельствованию или подвергнут психологическому воздействию без добровольного согла­сия. Исключением являются ситуации, когда психологическое обследова­ние и воздействие осуществляются по судебному предписанию.

Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение в тайне всех сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип конфиден­циальности обеспечивается специальными процедурами хранения полу­ченной информации, анонимностью обращения клиента, профессиональ­ным этическим кодексом и может быть нарушен лишь в тех случаях, когда возникает угроза жизни и безопасности самого клиента или третьих лиц.

Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одно­временно ответственности за реализацию принятого решения, его послед­ствия и риски.

Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон­сультанта. Консультирование является чрезвычайно ответст­венным видом практической деятельности психолога. От его профессио­нальной компетентности зависит благополучие клиента и его будущее развитие. Соответственно, требования к профессиональной подготовке и квалификации консультанта должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи.

Принцип реконструкции истории клиента  требует воссоздания генезиса клиента  и развития истории его жизни, реконструк­ция истории клиента сочетается в консультировании с направлен­ностью на установление причинно-следственных зависимостей.

Принцип совместной выработки решений является логическим продол­жением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекоменда­ции нельзя давать клиенту в готовом виде — это основной постулат психо­логического консультирования.

Принцип привлечения широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи клиенту  в решении возникающих проблем.

Принцип комплексности в работе с клиентом. Очевидно, что далеко не все­гда проблемы клиента замыкаются в кругу собственно психологических про­блем личности клиента. В силу этого специалисты по психо­логии и консультированию, как правило, работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работни­ками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевта­ми, юристами, сексологами. Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диа­гностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, представляет собой вид психологического воздействия, обладающего опре­деленным эффектом для личности. Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. По­зиционирование консультанта и клиента осуществляется в начале установ­ления контакта и выполняет функцию организации совместной деятельно­сти по анализу проблемы и поиску ее решения. Структурирование позиций определяется мотивационной направленностью клиента, его личностными особенностями и реализуемой консультантом теоретической моделью кон­сультирования.

Принцип выявления подтекста обращения клиента. При определении подтекста жалобы следует обратить внимание на характер мотивационной направленности клиента и его отношения с консультантом. Выделяют три варианта ориентации клиента: деловая (адекватная или неадекватная — с преувеличением силы и возможностей консультанта), рентная (направлен­ная на получение выгоды и прибыли от консультирования), игровая (на­правленная на испытание консультанта и проверку его компетентности) Выявление подтекста обращения — необходимое условие для грамотного построения стратегии и тактики проведения кон­сультации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!