Принципы преподавания литературы

Принципы (принципы дидактики) - это ос­новные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон­кретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как кате­гории дидактики, принципы характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Общедидактические принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой. Эти принципы составляют систему дидактических прин­ципов.

Частнометодические принципы. Принципы, которые следует положить в основу преподавания литературы,— всемерное усиле­ние интереса к занятиям и активизация работы и ученика, и учителя.

До сих пор нередко бывало, что учитель прихо­дил в класс с заранее готовыми выводами по всем решительно вопросам, какие, по его мнению, должны возникнуть при ана­лизе произведения, и единственную свою задачу видел в том, чтобы ученики как можно лучше усваивали преподносимые им знания. Для всех стало бесспорным, что в целях морально-эсте­тического воспитания следует исходить из переживаний, интере­сов школьника, из его понимания произведения.

Если в школьной практике иногда наблюдалось чрезмерное увлечение анализированием, анатомированием художественного произведения, составлением подробнейших вопросников и пла­нов, то в настоящее время все больше осознается необходи­мость чрезвычайно бережного отношения к живым впечатлениям школьника, идущим от непосредственного общения с пи­сателем.

Не нужно думать, что при этом надо отказаться от осмысле­ния текста, от анализа, а в известных случаях и от выяснения плана произведения и от других приемов, выработанных совет­ским учительством за четыре с лишним десятилетия существова­ния советской школы. Все ценное, уже добытое школой, должно быть изучено и сохранено.

Не надо также в погоне за разнообразием и новизной прие­мов терять чувство меры и допускать развлекательные трюки, не имеющие ничего общего с высокими задачами, поставленны­ми перед преподаванием литературы.

Целесообразна лишь такая активизация занятий, которая в конечном счете содействует и морально-эстетическому развитию учащихся, и задачам «человековедения» средствами литерату­ры, и усвоению основ литературной науки, и культуре речи уча­щихся.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!