Принципы организации и деятельности государственного механизма

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Принципы представляют собой основополагающие, базовые начала. Система государственных органов, составляющих механизм государства, функционирует на основе  следующих принципов:

Гуманизм (от лат. humanis – человеческий, человечный) выражается в признании ценности человека как личности, утверждении приоритета его интересов в деятельности государства. Предполагает учет интересов не только большинства населения, но и каждого человека, уважение прав человека в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел. Он закреплен в конституциях многих современных государств. В статье 2 Конституции РФ сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязан­ность государства». Гуманизм предполагает, прежде всего, учет и уважение элементарных прав человека в деятельности государственных органов – права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и др.

Демократизм (в переводе с греческого «демократия» озна­чает «народовластие») выражается в признании народа источником государственной власти, приз­нании его права на участие в принятии политических решений, провозглашении широкого круга гражданских прав и свобод. Выделяют две формы демократии:

– непосредственная  демократия  (голосование на выборах, на референдуме,  участие в демонстрациях,  собраниях,  митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллектив­ные обращения в государственные органы);

– представительная демократия (деятельность выборных предста-вительных органов государства).

Принцип демократизма в общей форме закреплен в частях 1 и 2 статьи 3 Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуще­ствляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Гласность выражается в праве каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы. В более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно части 4 статьи 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право сво­бодно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государствен­ную тайну, определяется федеральным законом».

Законность. Деятельность государственных органов регламентируется различными нормативно-правовыми актами. Принцип законности в деятельности государственного механизма выражается в строгом и неукоснительном соблюдении, исполнении правовых предписаний государственными органами и должностными лицами. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Консти­туции РФ).

Равный доступ к государственной службе. При замещении должностей в государственном аппарате не допускается дискриминация по признакам национальности, пола, вероисповедания и т. д. Данный принцип выражается в равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т. д. «Граждане Рос­сийской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ).

Централизм проявляется через иерархическую структуру государственного аппарата (нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ни­ми). Возможно двойное подчинение: как по вертикали, так и по горизонтали.

Научность и профессионализм управленческой деятельности. Управленческая деятельность является достаточно сложной и специфической и наиболее эффективно осуществляется специалистами – управленцами.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в способах принятия управленческих решений. Единоначалие – принятие решения руководителем государственного органа, коллегиальность – принятие решения большинством голосов. Сочетание этих способов позволяет учитывать различные точки зрения, вырабатывать наиболее рациональные решения.

Разделение властей. Теоретическое обоснование данного принципа было дано мыслителями Нового времени Дж. Локком и Ш.-Л. Монтескье. Сосредоточение всей полноты власти  в руках одного человека или одного органа приводит к злоу­потреблению властью, нарушению прав человека и т. п. Необходимо разделение всей госу­дарственной власти на несколько  самостоятельных и независимых  ветвей: законодательную (осуществляется высшим представительным и законодательным органом – парламентом), исполнительную (осуществляется правительством) и судебную (осуществляется судами). Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного ор­гана. Если же такое происходит, то неизбежны злоупотребления властью, нару­шения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необхо­димо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), ее распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классиче­ским вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Говоря о характере взаимоотношений этих трех властей, можно обратить внимание на два основных момента:

1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви власти будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности го­сударства, значительно ослабит его.

М. И. Байтин предлагает подразделять рассматриваемые принципы на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распро­страняется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов[1].

Например, частным принципом является предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными за­конами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон,  закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Немаловажное значение имеют и принципы построения и функционирования системы государственной службы, закрепленные в законодательстве Российской Федерации:

– федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – государственные органы);

– законность;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

– равный доступ граждан к государственной службе;

– единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

– взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

– открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц[2].

 

[1] См.: Байтин М. И. Механизм государства // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. М., 2004.

[2] Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!