Принципы и проблемы экономики туризма

29 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний, в том числе потребность в туризме, удовлетворение которой предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производствен­ной деятельности и ресурсной базы.

Экономику турнндустрии можно определить как дисциплину, кото­рая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путеше­ственников.

Эти отношения можно рассматривать как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации), так и на микроуровне (уровень кон­кретно взятого района либо предприятия, производящего туристские про­дукты и услуги). С одной стороны, производство продукции и услуг, не­обходимых для удовлетворения потребностей, непосредственно зависит от желаний потребителей - туристов. С другой стороны, на развитие са­мой туристской индустрии влияет множество внешних и внутренних фак­торов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающу­юся, динамичную составляющую экономики любой страны, но во многих странах экономика туризма еще находится в начале развития.

Хорошо известно, что послевоенный туризм, т.е. туризм с конца 50-х годов XX в. до наших дней, претерпел множество изменений. Особенностью этого периода является то, что изменения касались как формы, так и содержания туризма. Большая часть изменений связана со способом, которым удовлетво­рялись туристские потребности и желания. Естественно, стали необходимы­ми систематизированное изучение и анализ экономики туризма.

В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была неважна, и в большинстве случаев раз­витию туризма даже не придавали особого значения.

С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты оценили важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть в развитии национальной экономики. В результате экономисты были вынуждены ре­шать конкретные экономические проблемы, возникающие в результате туристской деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что длительное время политиков не инте­ресовала роль, которую играет туризм в балансировании государствен-' ных платежей, особенно в периоды возрастающего дефицита. Много лет прошло, пока туризм достиг сегодняшнего уровня, и стала понятна серь­езность его влияния на экономику.

Развитие туризма и важное место, которое он занимает в экономике государства, привели к необходимости его научного исследования, кото­рое касалось различных проблем экономики туризма. В ходе таких иссле­дований была открыта дорога для их решения.

Приведем классическое определение предмета экономической на­уки - это методы решения задачи выбора направлений и способов исполь­зования ограниченных (редких) ресурсов в различных конкурирующих це­лях. Другими словами, необходимо определить, как из ограниченных ресурсов произвести наибольшее количество продукции. Но поскольку, как уже отмечалось, экономика туризма является специфической состав­ляющей экономики, эта специфика и должна стать предметом анализа.

Как и любая экономика, экономика туризма отвечает на следующие основные вопросы: что, как и для кого производить.

Экономика туризма решает следующие проблемы:

1) какие туристские продукты и услуги будут произведены за опре­деленный период, в каком количестве, какого качества и сколь они разно­образны;

2) как эти туристские продукты и услуги будут произведены, т.е. за счет каких источников и по какой технологии;

3) как данные туристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешних туристов;

4) как экономическая деятельность будет развиваться во времени. Ниже даны некоторые пояснения к поставленным выше проблемам.

1. Количество, качество и разнообразие туристских продуктов и ус­луг, предлагаемых страной (регионом, дестинацией) в данный туристский период, постепенно меняются. Производство одних может увеличиваться, других снижаться, а третьих либо совсем, либо временно прекращаться. В это же время на туристском рынке появляются новые туристские продукты и ус­луги для удовлетворения определенных потребностей и желаний туристов. Вопрос состоит в том, кто перечисленные проблемы решает и как прини­мается решение; с помощью какого механизма, по какому критерию тури­стские продукты и услуги определяются и как оценивается количество, качество и разнообразие продуктов и услуг.

2. Различные туристские продукты и услуги, которые предоставля­ются в данной стране (регионе, дестинации), могут производиться неоди­наковыми способами. Возникает вопрос, кто и* по каким критериям выби­рает эти способы производства, возможно ли, чтобы продукт или услуга были произведены одновременно двумя или несколькими способами.

3. Туристские продукты и услуги, производимые в стране (регионе, дестинации), принимающей туристов, распределяются как среди ино­странных (въезжающих), так и среди местных туристов, и удовлетворяют их туристские потребности и желания.

Большой проблемой экономики туризма является выбор критерия, по которому может быть проведено распределение туристских продук­тов и услуг. Такой критерий произвольно нельзя выбирать. На выбор критерия распределения туристских продуктов и услуг влияет множе­ство внешних и внутренних факторов: экономических, технологических, политических и др. Каждая страна (регион, дестинация), принимающая туристов, выбирает свой критерий распределения туристских продук­тов и услуг.

4. Экономика туризма развивается при увеличении объема производ­ства на каждого туриста независимо от того, внутренний он или внешний. При этом должно увеличиваться не только количество, но и качество пред­лагаемых туристских продуктов и услуг. Удовлетворение туристских по­требностей и желаний зависит от общего экономического развития стра­ны (региона, дестинации), принимающей туристов. Поэтому проблема туристского развития является, без сомнения, одной из наиболее важных проблем в экономике туризма.

Итак, общество независимо от места, времени и уровня развития стал­кивается с экономическими проблемами в туризме. Эти проблемы, как правило, связаны с тем, что:

а) неопределенное число туристских потребностей и желаний зави­сит от их распределения в порядке важности;

б) существуют различные способы использования ограниченных или редких туристских ресурсов, которые имеются в распоряжении туристов для удовлетворения их потребностей и желаний.

Есть и масса других проблем, например, связанных с созданием тури­стских продуктов и оказанием услуг, определением цены, по которой они будут распределяться, и размещением туристских фирм.

В макроэкономике туриндустрии можно выделить четыре основные проблемы:

1) эффективного распределения ограниченных туристских ресурсов;

2) поддержания устойчивой экономики туризма;

3) развития экономики туризма;

4) справедливого распределения туристского дохода (и производства). Эти четыре проблемы решаются с помощью механизмов туристского рынка.

В социалистической экономике наиболее важные решения в сфере экономики туризма принимались государством и не контролировались посредством механизмов туристского рынка. В результате государство, а не объективные экономические законы, регулировало и координирова­ло действия, которые предпринимались от имени туристских организаций и туристов. Поэтому при административно-командной системе управле­ния государство играло главную роль, а роль туристского рынка была вто­ростепенной.

Это не означает, что в условиях «стихийного» рынка государство не должно участвовать в решении основных экономических проблем туриз­ма. Вовлечение государства в процесс регулирования экономики туризма достигается благодаря определенной туристской политике, цель которой - устранение узких мест и нейтрализация нежелательного влияния действу­ющих на туристском рынке механизмов. От устранения рассмотренных проблем зависит дальнейшее развитие экономики туризма.

Экономика туризма базируется на следующих основных принципах:

1) максимизация степени психологического удовлетворения турис­тов;

2) максимизация доходов организаций, в том числе турфирм, предла­гающих туристские продукты и услуги;

3) максимизация стимулирования расходов туристов в процессе их путешествий.

Применение перечисленных принципов обычно дает позитивный ре­зультат. Реализация первого принципа заставляет туристов вернуться в страну, которая хорошо их приняла, и в итоге потратить'болыые денег на путешествие.

При определенных обстоятельствах использование этих принципов может привести к негативным последствиям. Например, достижение крат­косрочной цели максимизации дохода может вызвать создание большого количества структур для обслуживания туристов, в результате чего сни­зится уровень их психологического удовлетворения. Это может повлечь за собой уменьшение потока туристов в данную дестинацию и тем самым уменьшение притока денежных средств, что в конечном счете занизит экономические результаты развития данной дестинации. Повышенное внимание к туризму как к основному элементу экономического развития страны также может привести к подобным результатам.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!