Принципы и направления педагогической деятельности в системе социальной работы

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социальная педагогика это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориен­тации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствую­щих чувств и действий).

Социальное формирование личности отличается спонтан­ностью воздействия, слабой целенаправленностью. Социальная работа использует факторы развития личности, содержащиеся в учебно-трудовой деятельности, в свободном времяпрепровож­дении. В конечном итоге у людей формируется социальный идеал,соответствующий условиям семейной, общественной жизни, тру­да, обучения.

Важным педагогическим элементом социальной работы яв­ляется формирование гуманистических ценностей, определяю­щих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умею­щего использовать и оказывать помощь. Социальная педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является форми­рование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает форми­рование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести лич­ность к самовоспитанию, дать ей возможность реального целеполагания, средства, с помощью которых можно достичь более про­дуктивного социального поведения, включиться в систему непре­рывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется также коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция это необходимый элемент любой деятельности, потому что не­возможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием дос­тигнуть социально значимого результата. Что касается перевоспи­тания, то в нем нуждается сравнительно небольшое число членов здорового коллектива. Формирование здорового работоспособ­ного коллектива является важным педагогическим аспектом со­циальной работы. Таким путем добиваются совпадения формаль­ного и реального лидерства, что снижает вероятность конфлик­тов, усиливает взаимопомощь в группе.

Педагогические принципы социальной работы

Педагогические принципы выражают закономерности, дей­ствующие в учебно-воспитательном процессе становления лич­ности. Источниками-педагогических принципов являются идеоло­гия, гносеология, психология, передовой опыт социальной работы.

В социальной работе применяется множество педагогических принципов. Хотя они находятся в органической связи, они могут быть разделены на дидактические и воспитательные принципы.

Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают на­выками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения. Хотя социальному формированию личности и коллектива приписы­вается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным. Это означает, что руководитель в индивидуальной или групповой работе таким образом формирует цели производственной деятельности, что работники пони­мают, какими личностными, социальными качествами должны обладать они сами, чтобы успешно решить трудовые задачи.

В процессе социального научения опытные социальные работ­ники соблюдают принцип систематичности и последовательно­сти в формировании знаний, умений и навыков. Так, добиваясь творческого отношения к делу, руководитель формирует понятие об исполнительской, технологической дисциплине. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и инди­видуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его само­стоятельность. Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социаль­ное научение становится более доступным и действенным.

Приведенные дидактические принципы имеют воспитатель­ное значение. Однако можно указать и на специфические воспи­тательные принципы. Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являют­ся выражением принципа гуманизма социальной работы. Специа­листы всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, все­гда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, само­воспитания, перевоспитания и формирования самозащиты. Круп­ные социальные задачи решаются на основе коллективной дея­тельности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!