Принципы финансового права

16 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Принципы финансового права, то это основополагающие начала, ключевые идеи, выражающие сущность финансового права.

Принципы финансового права не закреплены в конкретных нормах права, а логически выводятся из их совокупности. Помимо принципов финансового права можно выделить принципы отдельных структурных подразделений финансового права (бюджетного, налогового права, государственного кредита и др.), которые весьма часто закреплены в отдельных нормах права.

Знание принципов финансового права очень важно прежде всего для осуществления финансового правотворчества. Принципы финансового права обеспечивают единство содержания финансово-правового регулирования, определяют направленность и наиболее существенные черты этого вида правового регулирования.

Знание принципов финансового права не менее важно и для финансового правоприменения. Чаще всего они используются в ходе судебной практики при рассмотрении бюджетных и налоговых споров.

Принципы финансового права — явление нестатичное. Некоторые из них изменяются, другие появляются в ходе финансово-правового регулирования. Движение в системе принципов финансового права обусловлено развитием общественных отношений, прежде всего экономических и политических.

Что касается общеотраслевых принципов финансового права, то к ним можно отнести следующие принципы:

финансового федерализма;

финансовой самостоятельности муниципальных образований;

единства финансовой политики и финансового регулирования;

единства денежной системы РФ;

сбалансированности интересов субъектов финансового права;

плановости;

гласности.

Принцип федерализма — это принцип государственного устройства, который может быть охарактеризован с экономической, политической, юридической и иных точек зрения. Он базируется прежде всего на положениях ст. 1 и 5 Конституции РФ, согласно которым Россия есть демократическое федеративное государство, все субъекты которого равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Применительно к финансовому праву принцип федерализма может быть определен как такое взаимоотношение Российской Федерации и субъектов РФ, при котором реализация компетенции (полномочий) этих субъектов, а также уполномоченных ими органов в сфере финансов обеспечивает сочетание интересов Российской Федерации с интересами отдельных субъектов РФ.

Федерализм как принципиальное положение финансово-правового регулирования исходит из положений ст. 71—73 Конституции РФ, где определены сферы ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ведения субъектов РФ.

Принцип финансовой самостоятельности муниципальных образований как принцип финансового права означает, что в ходе финансово-правового регулирования муниципальные образования наделяются правами и обязанностями, необходимыми для самостоятельного осуществления финансовой деятельности.

Истоки данного принципа берут начало в ст. 132 Конституции РФ. Развернутое выражение он получает в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1]. Согласно Закону каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет, право устанавливать местные налоги и сборы, привлекать заемные средства и т.д.

Принцип единства финансовой политики и финансового регулирования как принцип финансового права означает, что финансово-правовое регулирование на территории РФ осуществляется в рамках единой финансовой политики.

Единство денежной системы как принцип финансового права означает, что финансово-правовое регулирование и правоприменение в сфере финансов осуществляется в Российской Федерации только с использованием рубля как единой для всего государства денежной единицы.

Правовой основой этого принципа является положение ст. 75 Конституции РФ, где записано, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются».

Этот принцип финансового права получает свое развитие в финансовом законодательстве. В Законе о Банке России (ст. 29) отмечается, что «эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.

Принцип сбалансированности интересов субъектов финансового права как принцип этой отрасли права означает, что финансово-правовое регулирование построено на сочетании интересов различных субъектов финансового права.

Данный принцип весьма наглядно вытекает из анализа действующего финансового законодательства. К примеру, в НК РФ содержится целый ряд правовых механизмов, обеспечивающих сочетание интересов государства и налогоплательщика. Это механизмы зачета, возврата излишне уплаченных налогов, механизмы налоговой отсрочки и рассрочки, применения мер налоговой ответственности и др. Все эти механизмы используются в налогово-правовом регулировании для того, чтобы обеспечить охрану интересов налогоплательщиков в случае переплаты ими налогов, невозможности уплатить налоги по не зависящим от них причинам, в случае привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности и т.д.

Принцип плановости как принцип финансового права означает, что финансовое правотворчество и финансовое правоприменение базируется на экономических и финансовых планах.

Свидетельством проявления этого принципа является установленный БК РФ порядок составления проекта бюджета и проекта закона о бюджете, базирующийся на целом ряде плановых документов, (п. 3 ст. 172). Равным образом, в ходе исполнения бюджета используются такие плановые документы, как сводная бюджетная роспись, смета доходов и расходов бюджетного учреждения.

Принцип гласности как принцип финансового права означает, что финансовое правотворчество должно осуществляться открыто, с широкой информированностью населения и других заинтересованных субъектов о результатах этой деятельности.

Применительно к бюджетному праву принцип гласности закреплен в ст. 36 БК РФ. Он означает, что рассмотрение и утверждение бюджетов должно проходить открыто для общества и средств массовой информации. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении должны быть обязательно опубликованы в открытой печати.

Как проявление принципа гласности можно рассматривать и достаточно длительный срок для вступления в ситу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги (п. 2 ст. 5 НК РФ).

[1] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484; № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ст. 9, 12, 25, 37; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; № 42. Ст. 4216

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!