Применение технологии социально-педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Педагогические технологии, применяемые в области социаль­ной работы, следует рассматривать как систематическое и пос­ледовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе со­циального обслуживания.

В социальной работе процесс обучения, образования, просве­щения осуществляется в виде взаимодействия двух взаимосвя­занных и взаимозависимых компонентов: с одной стороны, клиент усваивает определенные знания за счет активизации собственной деятельности, с другой специалист социальной работы предва­рительно проектирует проблему и управляет процессом ее реше­ния, контролирует качество и ход решения проблемы.

Для процесса обучения взрослых применяется термин «андро-гогика», в отличие от термина «педагогика», который использует­ся по отношению к детям. Именно андрогогика занимает основ­ное место в социальной работе.

Методы педагогики помогают достичь поставленной цели,, реализовать намеченные планы, наполнить процесс обучения информативностью. В технологии обучения метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В технологической системе обучения «целисодер­жаниеметодыформысредства обучения» методы являются главным звеном. Под методами обучения (дидактическими мето­дами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В научной литературе приводятся различные классификации методов, которые строятся на основе тех или иных общих при­знаков. В настоящее время известны десятки классификаций ме­тодов обучения: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод (компьютер), упражнения, лабораторный и практический метод, познавательные игры, мето­ды программирования обучения, обучающий контроль и ситуацион­ный метод.

Важнейшим инструментом повышения эффективности обу­чения является использование активных методов: метода моде­лирования, методов модульного обучения, ролевых игр, драматиза­ции, метода конкретной ситуации, методов инцидента, тренировки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штур­ма»), деловых игр, методов погружения (суггестопедия), микропре­подавания и многих других.

Педагогические технологии, применяемые в области соци­альной работы, воплощающие на практике заранее спроектиро­ванный процесс воспитательного воздействия на человека, так­же включают совокупность методов, способов и средств достиже-. ния педагогических целей по воспитанию гармонично развитой личности.

Методы воспитания это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них задан­ных качеств. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания вершина педагогического профессио­нализма. Методов воспитания и особенно их различных моди­фикаций накоплено так много, что выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Все методы воспитания можно подразделить на две кате­гории.

1. Методы, оценивающие и стимулирующие деятельность лич­ности. К ним относятся поощрения и порицания:

метод поощрения. С давних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание (порицание). Эти методы используются также и для оценки деятельности людей. В поощрении отражается положи­тельная оценка деятельности индивида. Эффективность поощ­рения может быть стимулирующим фактором;

метод порицания. В современной педагогике не прекраща­ются споры не только о целесообразности его применения, но и по технологическим вопросам: кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать? Порицание это реакция на нежелательную деятельность и поведение.

2. Методы, побуждающие и формирующие определенную де­ятельность, сознание личности. Сюда относятся убеждение и по­буждение:метод убеждения. В мировой практике воспитания убежде­ние главный метод воспитания. Метод достигает своей цели, когда у личности сформировалась готовность активно включить­ся в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Этот метод также обеспечивает развитие у людей общечеловече­ских морально-этических качеств. Убеждать это значит разъяс­нять, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираясь на внушение или прибегая к увещеванию, т. е. сочетая просьбу с разъяснением и внушением.

Широко практикуются в социальной работе такие методы, как рассказы на нравственно-этические темы, объяснения, разъяс­нения, лекции, этические беседы, инструкции, дискуссии, докла­ды, диспуты. Сильнодействующий метод убеждения пример; метод побуждения. Главное здесь нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями. Побуждение важнейший метод воспитания, который опреде­ляет рамки поведения личности в соответствии с принятыми нормами. Побуждение в межличностных отношениях социаль­ного работника с клиентом или по отношению к подчиненному выражается в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению организации жизни.

Одним из важнейших методов воспитания является метод са­мовоспитания, т. е. самоуправляемого воспитания, которое под­разумевает систему упражнений и тренировок. Метод самово­спитания не только является важным фактором психического здоровья человека, но и решает сверхзадачу: постепенный перевод процесса воспитания в режим постоянного стремления к само­совершенствованию. В полной мере это относится и к самому социальному работнику, так как профессия социального работ­ника требует самоотдачи, самоограничения, стремления помочь подопечному решать сложные проблемы.

Итак, педагогическая технология требует инновационных под­ходов к ее реализации. Их можно сформулировать следующим образом:

социально-педагогические методы представляют собой оп­ределенный социальный процесс и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, ла­тентных, что обусловливает вероятностный характер педагогичес­кого результата;

педагогику как социальный процесс можно рассматривать и оценивать с трех позиций: объектной, субъектной (деятель-ностной) и технологической. Технологическая модель педагоги­ческого процесса предполагает: ее расчленение на необходимое и достаточное множество социальных операций (действий), ко­ординацию этих действий и обеспечение условий их рацио­нального выполнения, выбор оптимальных вариантов их осущест­вления;

смысл технологизации педагогического процесса обес­печение возможности для выбора оптимальных вариантов его осуществления, оптимальных обучающих и воспитательных воз­действий;

оптимизация педагогического процесса посредством его технологизации предполагает принципиальное расширение кру­га учитываемых переменных данного процесса, ибо оптимизация достигается путем направленного воздействия на эти перемен­ные с целью достижения истинных знаний;

целесообразно выделение следующих групп переменных воспитательного процесса: структурных переменных (содержа­ние, форма, участники, масштаб педагогического процесса), ди­намических переменных (стадии, продолжительность, темп, ритм, направление, состояние, обратимость, интенциональность педа­гогического процесса); факторных переменных (источники, ус­ловия и обстоятельства педагогического процесса).

Таковы важнейшие предпосылки использования педагоги­ческих методов в социальной работе.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!