Применение шкал в исследованиях в области социальной работы

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Научные исследования в области социальной работы, как правило, посвящены изучению относительно массовых социальных процессов и явлений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. Следовательно, специалист-исследователь по необходимости оперирует различными числовыми показателями, выражающими частоты, протяженности или напряженность связи между различными социальными характеристиками. Предпосылка всех операций с количественными выражениями свойств социальных процессов и явлений – измерение их качественных признаков. Любое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми могли бы быть выражены в некотором числовом масштабе.

Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Цель измерения всегда заключается в получении информации о признаках объектов, процессов или явлений. Мы измеряем не сам объект, а только свойства или отличительные признаки объекта, процесса, явления (к примеру, мы можем измерить не сам стул, а его длину, ширину, высоту или его вес и т.д.).

А теперь обратимся к тем различным уровням, на которых можно производить измерения. Четырем уровням будут соответствовать четыре шкалы, т.е. измерения могут производится с помощью различных шкал, которым соответствуют различные правила математического анализа данных. В исследованиях в области социальной работы применяются, как правило, шкалы трех основных типов: номинальная, ранговая (порядковая) и интервальная.

Простейшая шкала – номинальная.Чаще всего она фиксирует или отражает ответ «да» или «нет», «тепло» или «холодно». Номинальной шкале в анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объективных характеристик респондента (пол, возраст, национальность и т.д.). Номинальная шкала – это самый «низший» уровень измерения, предполагающий наличие минимальных предпосылок для проведения измерения. При «измерениях» на уровне номинальной шкалы относительно редко используются числа. Здесь важно только установить подобие или различие объектов относительно какого-либо признака, т.е. установить качественную однородность признака. Следовательно, номинальная шкала устанавливает отношения равенства между процесса или явлениями, которые включены в один разряд. Пунктами такой шкалы являются эталоны качественной классификации свойств. Например, (А) специалисты со средним образованием; (Б) специалисты со среднеспециальным образованием; (В) специалисты с высшим образованием; (Г) специалисты – кандидаты (доктора) наук и т.д.

Применяя ранговую шкалу, можно зафиксировать более определенное состояние, отражающее ранжированное распределение типа «холодно» – «тепло» – «горячо». Она указывает лишь на последовательность носителей признака и направление степени выраженности признака. Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов  в вопросе распределены в строгом порядке убывания или возрастания интенсивности признака. Следовательно, ранговые шкалы измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Обычные наименования пунктов таких шкал: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен» или «уверен, что так», «думаю, что так», «затрудняюсь сказать», «думаю, что не так», «уверен, что не так» или «это очень важно», «это важно», «трудно сказать, важно это или нет», «это неважно», «это не имеет никакого значения» и т.п.  Из приведенных примеров видно, что ранговые шкалы предполагают полное упорядочение каких-то объектов от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому.

Задание респонденту на ранжирование обычно формулируется так: «Из перечисленных ниже суждений выберите самое для Вас предпочтительное, затем – наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого к последнему». Далее предлагаются объекты для ранжирования и указывается место, где следует приписать нужный ранговый порядок.

Обратим внимание, что в рассмотренных выше шкалах цифровые величины пока отсутствуют. Если же мы точку замерзания, скажем, воды примем за 0, а точку кипения – за 100 и расстояние между этими точками разделим на 10 равных интервалов, то получим интервальную шкалуили шкалу интервалов. Интервальная шкала более детальна и глубока по сравнению с номинальной и ранговой. Она допускает обстоятельную математическую обработку информации. В исследованиях в области социальной работы с ее помощью измеряются те характеристики, которые можно выразить числами: возраст, образование, стаж работы, учебы и др. В отличие от номинальной и ранговой, интервальные шкалы устанавливают отношение между пунктами не просто в понятиях больше-меньше, но позволяют фиксировать величину интервала. Шкала интервалов представляет собой полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной величины.

Все вышесказанное можно обобщить в таблице (Табл.3).

Таблица 3

Измерение с помощью шкал различных уровней

Уровень

шкалы

Условия Величина главной тенденции Примеры
Номинальная шкала Признаки должны поддаваться исчислению по тождественности и различию Наиболее частотная величина Деление на классы

Мужской – женский пол

Отличительные признаки социальной группы и т.д.

Ранговая

шкала

Возможность провести градацию по степени выраженности какого-либо признака (больше – меньше) Средняя величина Оценки

Список лучших специалистов, составленный на основе их участия в конкурсе профессионального мастерства и т.д.

Шкала

интервалов

Возможность установить равные интервалы. Установление относительной точки отсчета Средняя арифметическая величина Шкала температур

Коэффициент интеллекта и.т.д.

Важнейшими критериями, необходимыми для проведения измерений в социальной сфере (и в целом в сфере общественных наук), являются объективность, надежность и валидность

Объективность применительно к методике измерения означает устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование. Результаты изыскания должны изучаться различными исследователями, проводящими измерения в максимально унифицированных условиях (объективность проведения измерений). Разные лица, обрабатывающие полученные данные, при установленном тождестве фактического материала должны прийти к одинаковым результатам (объективность обработки данных), а интерпретация результатов должна быть свободна от посторонних субъективных воздействий (объективность интерпретации).

Надежность (релиабильность) измерения обозначает «одинаковость», равнозначность повторного измерения того же самого признака, т.е. повторное измерение того же самого признака дает те же результаты. Только объективные измерения могут быть надежными и приводить к аналогичным результатам (при известном допуске) при повторном измерении.

Важнейшим критерием является достоверность или валидность измерения. Измерение считается валидным в том случае, если измеряется то, что должно измеряться, а не что-то иное.

Теперь, ознакомившись с различными типами шкал, мы могли бы заметить, что в исследованиях в области социальной работы и социальной педагогики, как правило, приходится довольствоваться такими элементарными способами измерений. Но этого, в общем, достаточно для того, чтобы фиксировать тенденцию изучаемого процесса или явления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!