Применение информационных технологий в системе профессионального туристского образования

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В высших учебных заведениях, готовящих будущих специалис­тов в сфере туризма, учащимся должны быть созданы условия для использования технологических возможностей современных средств связи. Поэтому сегодня необходимо на уровне высшего профессионального образования внедрять научно-методические основы разработки и применения средств новых информацион­ных технологий. В настоящее время никто не станет отрицать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Ме­тоды обучения имеют тесную связь с характером подачи и вос­приятия материала, как для обучающегося, так и для обучающего. В связи с этим фактом следует отметить, что использование ин­формационных технологий существенно влияет на характер пода­чи материала и методы обучения.

На сегодняшний день разработана психологическая концепция проектирования новых технологий обучения и развития детей (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.). Данная концепция базируется на деятельностном подходе к обучению, раскрывающем своеоб­разие компьютерных технологий как средства организации и раз­вития учебной деятельности. Согласно предложенной концепции, эффективное применение компьютерных учебных средств и соот­ветственно новых технологий обучения внутренне связано с изме­нением содержания образования, что выразилось в появлении целостных интегральных областей знания, создании интегральных учебных предметов.

За базовую модель учебного процесса принята модель, предпола­гающая рассматривать процесс обучения как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. Согласно этой теории организация процесса обучения, техническое обеспечение, орга­низационные формы проведения занятий - это средство реше­ния задач научения. Информационные и коммуникационные тех­нологии являются одним из таких средств.

В качестве методологической теории, лежащей в основе приме­нения новых информационных технологий в обучении, будем использовать теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий и бихевиористическую теорию. При проек­тировании учебной деятельности учащихся с помощью средств ИКТ необходимо понимание того, что собственно научение осу­ществляется только в процессе деятельности самого обучаемого. Никакие самые замечательные видеофильмы и компьютерные программы, прекрасные методики и высококвалифицированные педагоги не могут научить ученика, который пассивен и игнори­рует процесс учения. Кроме этого, необходимо всегда помнить, что обучение - достаточно сложный и многоэтапный процесс. Невозможен одномоментный переход от состояния «незнания» к состоянию «знания», от знания к умению, от умения к навыку. Как один из базовых методов, используемых в обучении с по­мощью ИКТ, будем рассматривать метод программированного обучения. Данный метод предлагает разбивать теоретический материал на части, понимание которых не вызывает трудностей у учащихся. Далее идет закрепление предложенной теории. Пос­ле этого предлагается следующий фрагмент теории. Реализация подобного процесса обучения реализуется с помощью линейных или разветвляющихся программ.

В качестве инструмента формирования целеполагания и после­дующей диагностики результатов обучения будем использовать уровни обученности по В. П. Беспалько и таксономию Б. С. Блума. Под средствами информационных и телекоммуникационных тех­нологий (ИКТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обме­на, обеспечивающие функции сбора, предъявления, накопления,хранения, обработки, передачи информации. Направления использования ИКТ в обучении. Модель «Лекция с обратной связью» предполагает использование средств ИКТ как инструмента реализации оперативной обратной связи. Примером может служить чтение лекций с использовани­ем иллюстраций и пояснений средствами ИКТ и одновременной оценкой реакции обучаемых на предъявляемый материал. Модель «лекция без обратной связи» демонстрирует использо­вание ИКТ как средства управления деятельностью учащегося как преподавателем, так и компьютером, но без обратной связи (например, применение ИКТ в качестве иллюстрирующего средс­тва во время лекции).

Модель «диагностика» может быть рассмотрена как аналог ком­пьютерных средств контроля (диагностики) результатов обучения и оперативная коррекция учебной деятельности учащихся с вме­шательством педагога в их работу со средствами ИКТ. Модель «дистанционное обучение» предполагает использование ИКТ как средства реализации части или полного цикла управле­ния обучением. В качестве прототипа можно выделить дистанци­онное обучение во всех его проявлениях (собственно обучение, те­леконференции, совместная учебная деятельность в виртуальной реальности и т.п.).

Модель «инструмент преподавателя» предусматривает использо­вание компьютера преподавателем в ходе обучения как вспомога­тельного средства, не оказывающего непосредственного влияния на деятельность обучаемого. В качестве примера можно привести компьютерный журнал учета успеваемости и посещаемости, спе­циализированную экспертную систему и т.п.

И, наконец, модель «инструмент учащегося» отражает ситуацию, в которой обучаемый взаимодействует одновременно с двумя компонентами: с преподавателем и компьютером. Примером в данном случае может служить организация преподавателем ис­следовательской деятельности учащихся на основе компьютерных моделей машин, процессов или явлений.

Построенная система моделей охватывает все направления ис­пользования ИКТ в обучении и позволяет применять ее не только для классификации и разработки реальных технологий использо­вания ИКТ в обучении, но и для построения прогнозов использо­вания ИКТ в будущем.

Перечислим модели, которые используются, либо будут исполь­зованы в будущем при организации обучения в системе професси­онального туристского образования на примере предметов куль­турологического цикла.

В связи с этим в практике обучения предметов культурологическо­го цикла ставится следующая проектируемая цель - сформировать представление о мировом культурном процессе как непрерывном познании и самореализации человека, выработать способность воспринимать различные культуры, их ценностно-смысловые и парадигмальные основания, насыщать ценностным смыслом культурные явления, что в конечном итоге привело бы к умению придать конвертируемость культурным ценностям и смыслам в заданном профессиональном направлении.

Курсы «История изобразительного искусства», «Введение в искус­ство» предполагают использование модели «лекция без обратной связи» на лекционных занятиях. В качестве демонстрационных материалов выступают документальные и художественные филь­мы по различным темам (серия видеоматериалов «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Русский музей», «Музей им. А. С. Пушки­на»), видеоряд произведений изобразительного искусства, отрыв­ки музыкальных произведений.

Модель «инструмент преподавателя» используется при подготов­ке к занятиям, при подборе материала.

Модель «Лекция с обратной связью» может быть использована в перспективе при проведении занятий с элементами видеоарта, хэппенинга, (использование возможностей виртуальной реаль­ности).

Модель «диагностика» может быть использована для проверки усвоения учебных элементов (решение кроссвордов, тестирова­ние, воспроизведение видеоряда и др.).

Модель «инструмент учащегося» используется студентами при выполнении творческих заданий. При этом осуществляется поль­зование текстовым редактором, графическими редакторами, се­тью Интернет.

Рассмотрим программные средства учебного назначения, кото­рые применимы для целей обучения в данном образовательном модуле.

Обучающие средства: электронное (компьютерное) пособие - ин­тегрированное средство, выступающее как компонент поддержкиучебного процесса и включающее теоретический материал, офор­мленный в виде справочника, представленного либо в класси­ческом (текст и графика), либо в мультимедийном виде. Пособие используется как дополнительное средство обучения, отсутствует печатный источник, ограничен охват учебного материала (как пра­вило, электронное пособие ориентировано на изучение какого-ли­бо относительно небольшого раздела учебной дисциплины). Вспомогательные средства.

Справочники. Основное назначение - хранение и предъявление учащимся разнообразной учебной информации. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе. Предметно-ориентированные среды - пакеты программ, поз­воляющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие програм­мы, инструментальные и учебные пакеты предметной направлен­ности.

Средства подготовки документов. К данной категории относятся все пакеты универсального назначения, которые могут использо­ваться в учебном процессе и как вспомогательные, и как объекты изучения: текстовые и графические редакторы, табличные про­цессоры и базы данных, пакеты для создания мультимедиа-при­ложений и Web-документов и т.д.

Бесспорно, что ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют его сделать более эффективным, вовлекая в изучение учебной информации учащихся. Сущность современных информацион­ных и коммуникационных технологий - в их универсальности и многофункциональности. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная задача совер­шенствования учебного процесса на базе информационных техно­логий. Информационные технологии открывают новые возмож­ности для обновления методов преподавания и самого процесса обучения.

 © А. В. Деревицкая

Литература

1. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика/ B.C. Без­рукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основа­ния образовательной технологии/М. Е. Бершадский, В. А. Гузеев.- М.: Педагогический поиск, 2003. - 256 с.

3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компью­теров (педагогика третьего тысячелетия)/ В. П. Беспалько. - М.

- Воронеж, МО ДЕК, 2002. - 352 с.

4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств/ Н.А. Дмитриева.

- М.: Искусство, 1991.

5. Долинер Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методичес­кие аспекты/ Л. И. Долинер. - Екатеринбург, 2003. - 344 с.

6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российс­кой Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!