Прикладное искусство стран Ближнего и Среднего Востока

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В Средние века славились оружие и доспехи, произведенные в Дамаске (откуда секрет их изготовления попал в Толедо - тогда Арабская Испания), из булатной стали, полученной холодной ковкой из тонких полос или проволоки путем сложной и в деталях утраченной технологии. Существует несколько разновидностей сталей, различающихся по рисунку, который, в свою очередь, отражает тот или иной способ изготовления.

Если производство толедской стали в наше время возрождено и поставлено на промышленную основу благодаря туристическому и коллекционному спросу, то в отношении дамасской этого сказать пока нельзя.

В отделке оружия, доспехов и других металлических изделий широко применялась гравировка, насечка, позолота и иные приемы.

В Персии и сопредельных странах была широко распространена лаковая миниатюра, прежде всего раскраска каллиграфических принадлежностей, обложек книг, а также шкатулок. Последние, как полагают, послужили образцами для русских лаковых росписей (Федоскино, Палех и т. д.).

Производство расписных (типа кашмирских) и вязаных шалей процветало в Персии.

Резьба по стукку (ганчу) иногда сочеталась с витражами (Йемен). В Андалузии и Марокко были распространены так назы­ваемые «сталактиты» - разновидность лепнины и резьбы по стукку;

они широко использовались для декорирования внутренних поме­щений, что зрительно увеличивало их объем и создавало эффектив­ную игру теней.

Повсеместно изготовлялись люстровые сосуды из стекла, отливающие металлом. Изделия из стекла, в том числе цветного и с накладками, были одним из предметов экспорта.

Применялась крупная резьба по дереву. С ее помощью обычно украшались кафедры-минбары в мечетях, входные и внутренние двери, иногда панели на стенах. Дерево стоило дорого и поэтому, как правило, его использовали для производства наиболее заметных и важных элементов жилья или иных строений. В Средней Азии из цельных стволов дерева иногда делали резные колонны айванов.

Повсеместно были распространены мелкие резные изделия:

шкатулки, подставки для книг, низкие табуретки и т. п. Иногда из дерева делали посуду, как правило, ее использовали кочевники, ибо она не бьется подобно глиняной и относительно легка.

Садовая архитектура. Заметным явлением мусульманской куль­туры была садовая архитектура, сочетавшая в себе умение «вписать» дворцовые садики и парки в общий ансамбль, подобрать растения по их качествам, чтобы они цвели и благоухали круглый год, а также селекцию садовых культур, умение создать свой микроклимат. Часто эти дворики служили местом для приятного времяпровождения элиты.

Повсеместно, особенно в Персии и Турции, высоко ценилось разведение роз. Многие поэтические произведения персов связаны с этими розариями («Гюлистан»),

Существовали и поэты, чьей специализацией было воспевание садов и парков, культурной природы в целом. Например, сириец ас-Санаубари (X в.) писал:

И как судьба неотвратимо, пришла к нам новая весна.

Стал цвет глубок и снег прозрачен, теперь везде царит она.

В листве - смарагда полыханье, в ручьях - живой хрусталь звенит,

Жемчужный воздух в небе тает, и землю яхонт пламенит.

В условиях, когда изображение живых существ считалось нежелательным, пышно расцвело искусство каллиграфии. Обладать хорошим почерком считалось обязательным для каждого образованного человека.

Постепенно выработалось множество почерков, которые при­менялись в разных случаях и в разных странах, так что по почерку на надписи часто уже можно судить, из какой среды она вышла и ,< какому жанру относится.

Наиболее древним считается почерк куфи, названный так по имени города в Ираке - центре раннего ислама. Куфи имеет стро­гие, угловатые очертания, несколько напоминая в этом отношении древнерусский устав. Позднее куфи применялся главным образом для монументальных надписей коранического характера, сделанных на архитектурных сооружениях. Наибольшее распространение по­лучил стиль насх -округлый, наклонный разборчивый: им часто пользуются в повседневной жизни. Большое значение придавалось выбору цвета чернил, поскольку он должен был передавать соот­ветствующее настроение, особенно если речь шла о Коране или поэтических сборниках. В тунисском руководстве XI века перечис­ляются чернила рубиново-красные, пурпурные, зеленые и желтые, переливчато-синие и разных оттенков розового, фисташкового и абрикосового цветов.

Для хранения письменных принадлежностей использовались изящные и удобные коробочки. Мусульмане рано начали исполь­зовать бумагу вместо пергамента или папируса-в 751 году они захватили в сражении китайских мастеров, которые обучили их изготовлению бумаги.

Нередко из каллиграфически написанных фраз или отдельных слов составлялись целые сюжетные картинки или орнаменты. На­пример: мусульманский символ веры - шахаду могли вписать гео­метрическим куфическим письмом в квадрат или изобразить в виде лодки с гребцами, благие пожелания изобразить в виде птицы, молитву с прославлением «дважды родственника» Пророка Мухам­меда - Али вместить в составленное из букв изображение льва, который был символом этого почитаемого мусульманского святого.

Для письма со времен античности употреблялось тростниковое перо-калам (его можно увидеть и на древних русских иконах). Стилистика каллиграфии тяготеет к экспрессивному скорописному курсиву либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб легкости чтения (славянская вязь читается не легче, чем арабская). В странах, где ислам ограничивал возможности изобразительного творчества, каллиграфия стала источником богатейших орнамен­тально-ритмических композиций, часто сочетающихся с геометри­ческим или растительным узором. Среди крупнейших мастеров - мастера шифра «насхи» Ибн Мукла (X в.), Ибн Бавваб (XI в.), Якут Мастасими (XIII в.) в Багдаде, иранские и среднеазиатские мастера шифра «насталик» Мир Али Тебризи и другие (XIV-XVI вв.).

Виртуозы каллиграфии умеют представлять тексты, написанные арабской вязью в виде рисунков зверей, кораблей и т. п., сочетая таким образом литературное содержание с изобразительным искус­ством и визуальным выражением некоего загадочного смысла. Попытка проникнуть в сокровенный смысл такого каллиграфиче­ского шедевра настраивает читателя на созерцание и философские раздумья. Не в пример Европе в мусульманском мире занятие каллиграфией считалось делом почтенным и даже богоугодным (если речь шла о переписке Корана и других религиозных книг). Ей отдавали дань не только священнослужители и ученые, но и пол­ководцы, правители. Современники с умилением описывали, как поздно ночью, когда все спят, какой-нибудь военачальник стара­тельно выводил вязь. Нередко такие люди гордились, что за жизнь переписали несколько Коранов и других книг.

Арабская вязь часто использовалась в архитектурном декоре как снаружи, так и внутри зданий. В мечетях мастерски исполненные цитаты из Корана в известной мере играли роль христианских икон.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!