Приказная система управления в XVI в.

10 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной си­стемы к приказной системе управления.

Новые органы центрального управления {приказы) возникли без законодательной основы, они учреждались спонтанно, по мере необ­ходимости. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, дру­гие дробились на отделы, превращавшиеся в самостоятельные прика­зы. Не существовало и строгого разграничения функций между прика­зами (в Посольском приказе, к примеру, пытали участников восста­ний, брали у них «распросные» и «пыточные» речи). Приказы явля­лись не только административными учреждениями, но и судебными органами. Часто они дублировали друг друга как в работе по своим от­раслям, так и в вопросах территориального управления, что вносило некоторую путаницу в систему управления и суда. Во главе приказа стоял боярин или думный дворянин, руководивший штатом чиновни­ков, состоявшим из дьяков, подьячих и других должностных лиц. По­дьячие возглавляли канцелярию приказа, делившуюся на столы и повытъя по ветвям управления. К XVII в. приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1640 г. было запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих.

В период становления приказной системы ведущее место принад­лежало военно-административным приказам. Шла реорганизация ар­мии, основу которой отныне составляли дворянская конница и стрель­цы. Для управления стрелецким войском, созданным в результате ре­форм Ивана IV, был образован специальный Стрелецкий приказ. Лич­ным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный при­каз, который регистрировал все случаи назначения на должности, пе­ремещений по службе. Казачьими войсками ведал Казачий приказ. Военным управлением занимались также Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и другие приказы.

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал По­местный приказ, который следил за тем, чтобы они получали помест­ные земли за военную службу в соответствии с установленными нор­мами.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, создававшиеся по мере присоединения новых территорий. В XVI в. это Московская, Владимирская, Дмитровская, Рязанская четверти (чет­вертные приказы - по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Си­бирский приказ), Казанский приказ и Малороссийский приказ (по де­лам Украины).

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ве­дали дворцовые приказы. К ним относились: Приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюш­ней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельни­чий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих при­казов считались самыми важными и почетными. В соответствии с прин­ципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

Важное значение имели приказы, осуществлявшие финансовое управление: Приказ Большой казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Приказ Большого прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и про­чие деньги), и Приказ счетных дел - своеобразное контрольное ве­домство.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ. Судебные приказы (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.) возникли в конце XVII в. и выполняли функции высших судебных органов. Позднее эти приказы вместе с Челобитным были объединены в единый Судебный приказ.

В период сословно-представительной монархии появляется про­образ центрального полицейского органа. Вначале действовала комис­сия Боярской думы по разбойным делам, затем был создан особый Раз­бойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с уголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. В 1682 г. образовался Сыскной приказ, ведавший уголовными и полицейскими делами и тюрьмами. Земский приказ осуществлял полицейское и судебное управление на­селением Москвы.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, ведавший внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. От­сутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должно было участвовать ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения го­сударственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внеш­ней политики должен решать лично он. Помогать в этом были призва­ны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, что­бы вести переговоры с представителями иностранных государств. В приказе вырабатывались важнейшие документы Российского государ­ства по внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он участвовал в решении пограничных конфликтов, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, пред­почитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно мно­жество других функций. В связи с распространением кабального хо­лопства возникает потребность в специальном органе. Главная обя­занность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

Отдельную группу составляли ведомства государственно-церков­ного управления: Патриаршийдвор, Приказ церковныхдел, Монастыр­ский приказ.

Существовали многочисленные приказы специальных ветвей уп­равления, например Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный, Аптекарский и другие приказы.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свы­ше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, созда­ние полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией - Малороссийского приказа, воз­вращение смоленских земель - Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономи­ческой и политической структуры общества. В государственном аппа­рате росло влияние «беспородных людей». Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчет­веро больше - 2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и Приказе Большой казны. Штат Приказа Боль­шого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах си­дело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в при­казах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей - свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Создание централизованной приказной системы, в деятельности ко­торой главную роль играло служилое дворянство, ограничило роль фео­дальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция увеличения роли государства с опорой на формирующееся дво­рянское сословие прослеживается и в реформе местного управления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!