Причины и особенности формирования централизованного Русского государства

26 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Освобождение Русского государства от чужеземной зависимости протекало в жестокой борьбе. После Куликовской битвы потребовалось ещё 100 лет, чтобы окончательно сбросить монголо-татарское иго. Однако угроза со стороны Казанского и Крымского ханств постоянно нависала над русскими землями, и необходимость ещё большего сплочения русского народа была для всех очевидна.

Центром объединения русских земель сделалось Мос­ковское княжество. Особое Московское княжество начало существовать со второй половины XIII века. Сам же город Москва был основам Юрием Долгоруким в 1147 году. Первоначально Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала вла­димирским князьям. Князь Александр Невский оставил на Москве своего младшего сына Даниила, и с этих пор нача­лось быстрое усиление и возвышение нового удела. Первая причина усиления Москвы и возвышения московских князей заключалась в особенно выгодном географическом по­ложении города Москвы. Она была расположена в узле дорог, ведущих из Южной России в Северную и из Новго­родской земли в Рязанскую. Река Москва была таким вод­ным путем, который соединял верховья Волги со средним течением Оки. Этим путем пользовались новгородцы, пе­ревозя к себе хлеб, воск, мед из богатейшей Рязанской земли.

Второй причиной возвышения Москвы были таланты и ловкость первых московских князей, умевших использо­вать выгоды своего положения. Князь Даниил и его сын Юрий присоединили к Москве города Коломну в устье р. Москвы, город Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское и вступить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. В Москве стал княжить брат Юрия Иван по прозвищу Калита (т.е. кошель). В 1328 году он добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии.

О деятельности великого князя Ивана Данииловича Калиты (1276 - 1363) известно немного. Но то, что известно, говорит о его уме и таланте. Сел он на великое княжение, и по словам летописца, «быстъ оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и перестали татарове воевати Русскую землю». Именно этот князь исхлопотал себе разрешение «доставлять выход» в Орду своими сред­ствами без участия татарских сборщиков дани. Таким об­разом был устранен главный повод для набегов татар. Ка­лита способствовал переводу в Москву из Владимира ми­трополита Петра и строительству знаменитого Успенского собора на подобие Успенского собора Владимирского. Москва стала и духовной столицей всей Руси.

Преемники Ивана Калиты - Семен Гордый и Иван II Красный продолжали увеличивать территорию Москов­ского княжества. Сыновья Ивана Калиты умирали в моло­дые годы и княжили недолго. Семен Гордый умер от мо­ровой язвы (чумы), обошедшей тогда всю Европу. Иван Красный скончался от неизвестной причины, имея всего 31 год от роду.

Дмитрий Иванович Донской «всех князей русских привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся воле его, а на тех нача посягати». Он подчинил себе суздаль­ских и нижегородских князей, победил рязанского князя Олега и после долгой борьбы привел в зависимость от Мо­сквы Тверь. Борьба с Тверью была упорна и продолжи­тельна. В 1375 году между Тверью и Москвой был заклю­чен, наконец, мир, по которому тверской князь признавал братом» московского князя и отказывался От всяких притязаний на Владимирское великое княжение. Самостоятельность Новгорода была ограничена. При Дмитрии Русь впервые отважилась на открытую борьбу с татарами.

При великом князе Василии (1389 - 1425 гг.) - сыне Дмитрия Донского Русь пережила два татарских нашест­вия. Несмотря на то, что Василий был женат на дочери Ли­товского князя Витовта (Софии), между ними дело дохо­дило до открытых войн. Столкновения закончились тем, что границей владений Москвы и Литвы была признана река Угра.

Великому князю Василию Васильевичу, по прозвищу Темный (т.е. слепой) после смерти отца было десять лет. Дядя великого князя Юрий (удельный князь Галича, что в верховьях р. Костромы) и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка заявили свои притязания на Москву. Междоусобицы тянулись 20 лет. Василий Васильевич был ослеплен Дмитрием Шемякою.

Слепой отец сделал своего сына Ивана соправителем еще при своей жизни и дал ему титул великого князя Ива­на III. Одаренный большим умом и сильной волей, он за­кончил собирание великорусских земель под властью Мо­сквы. Иван III подчинил себе где силой, где мирными со­глашениями Новгород, Тверь, Ростов Великий, Ярославль, Рязань. Иван III отказался платить дань татарским ханам. Татарский хан Ахмат в союзе с Литвой решили напасть на Москву и восстановить свою бывшую власть над Русью.

Великое стояние на Угре (1480 г.) закончилось отступ­лением татар. В 1487 году была взята Казань, а в 1514 году присоединен Смоленск.

Русское централизованное государство в основном оформилось к середине XVI в.

Московское княжество было окружено отовсюду рус­скими владениями: господина Великого Новгорода, кня­зей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Подчи­нив себе этих князей, Иван III превратился в единого государя целой русской народности. Сначала его политика бы­ла удельной, а потом национальной. Составляя свое заве­щание, он обделил своих младших сыновей в пользу стар­шего их брата, великого князя Василия и лишил их всяких Державных прав, подчинив великому князю. Словом, везде и во всем проводилась мысль, что великий московский князь есть единодержавный и самодержавный монарх, ко­торому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги. По духовной грамоте (завещанию) старшего своего сына Василия Иван III делал прямо госу­дарем над братьями и ему одному давал державные права. Василий получил один в наследство 66 городов, а четверо его братьев - только тридцать мелких городов. Василий один имел право «бить монету» (чеканить), сноситься с другими государствами.

Новый взгляд о народном единодержавном государе вел к переменам и в дворцовой жизни: к установлению придворного этикета, к большой пышности и торжествен­ности обычаев, к усвоению разных эмблем и знаков - сим­волов власти. Так, вместе с объединением северной Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя - самодержца всей Руси.

С развитием самодержавия шел процесс превращения Москвы в центр духовного управления Россией.

При Иване III активно продолжалось присоединение к Москве удельных земель. Становясь слугами и обращаясь в бояр московского князя, удельные князья сохраняли за собою свои родовые земли, но уже не в качестве уделов, а как простые вотчины. Они были их частными собственни­ками, а «государем» их земель считался уже московский великий князь.

Необыкновенно быстрые успехи Москвы в собирании русских земель способствовали развитию отношений с за­падными странами. Римский папа был заинтересован в ус­тановлении отношений с Москвой. Он питал надежды подчинить её своему влиянию. От папы поступило пред­ложение устроить брак овдовевшего Ивана III (первая же­на тверская княжна Мария умерла, когда Ивану было 30 лет) с племянницей последнего Константинопольского императора Зоей-Софией Палеолог. В 1472 году невесту привезли в Москву и брак состоялся. Однако надеждам папы не было суждено осуществиться. Идея распростране­ния католичества среди русских была отвергнута. Вместе с Софией в Москву прибыли греки и итальянцы. Великий князь держал их у себя как мастеров, поручая им строи­тельство крепостей, церквей, палат, чеканку монет. Же­нившись на греческой царевне, Иван III считал себя пре­емником исчезнувших византийских императоров. Этим и объясняется введение им византийского герба - двуглавого орла.

В русском обществе все активнее зазвучала мысль о том, что Москва есть преемница Византии. Исходя из этой мысли о богоустановленном единстве всего христианского мира псковский инок Елизарьева монастыря Филоффей написал великому князю Василию III послание, где доказывал, что изначально центром мира был Рим, затем новый Рим - Константинополь, а в последнее время стал третий Рим - Москва. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвер­тому не бывати», - писал инок. Идея о всемирной роли «Москвы - третьего Рима» овладела русским народом, а московский великий князь стал рассматриваться «царем всего православия», а русская церковь - достойной преем­ницей греческой церкви. Передавали предание, будто сам апостол Андрей Первозванный был на Руси и благословил горы Киевские и предсказал, что на Руси будет цвести ис­тинная вера.

Выводы по вопросу. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов, следствием чего стало постепенное формирование Русского централизованного государства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!