Преподавание курса «теория и методика экологического образования детей»

Методика экологического образования» - предмет специального цикла дисциплин дошкольных отделений педагогических колледжей, который призван обеспечить профессиональную готовность воспитателей к эколого-педагогической деятельности. Достижение поставленной цели способствует решение следующих задач: освоение студентами теории и передового опыта работы с детьми в условиях дошкольного учреждения; овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных исследовательских умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей; повышение теоретического и практического уровня подготовки по основам естествознания и экологии; воспитание экологической культуры педагога.

Основной формой обучения является урок. Наряду с уроками в традиционной форме спланированы уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-консультации, практикумы, собеседования, дискуссии, экскурсии. Применение различных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у студентов познавательной самостоятельности как необходимого качества профессиональной деятельности и социально активной личности.

В содержание лекции внимание акцентируется на основных идеях темы; формулируются её проблемы, отражается история изучаемого факта или явления, показывается на конкретных примерах процесс научного поиска – это даёт настрой на дальнейшее исследование.

Действенной формой в работе со студентами являются семинарские занятия. Семинары необходимы для конкретизации и углубленного изучения основных положений темы, выдвинутых в лекциях.

Педагогическая ценность урока-диспута состоит в том, что он предполагает открытый обмен мнениями всех участников диспута, а также урок-диспут, как и семинар:

  • способствует формированию у студента умений определять в рассматриваемом вопросе главное;
  • помогает студенту из системы имеющихся знаний выделять положения для доказательства своей точки зрения, и готовить аргументированное выступление;
  • позволяет формировать умение анализировать выступления товарищей; сравнивать аргументы в пользу различных точек зрения.

Урок-диспут требует тщательной подготовки, одной из форм которой является опережающее домашнее задание.

Ведущими в составе исследовательского похода в обучении являются и общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержение гипотезы, планирование исследования, проектирование содержания, прогнозирование результата, оформление результатов проведенного исследования.

В процессе обучения также использованы педагогические ситуации, где студенты защищали свои проекты, приводили в защиту аргументы, доказательства, факты, задавали вопросы, выясняли непонятное. Например: рецензирование ответов товарищей, подобранного материала к уроку; оказание помощи, объяснение непонятного сокурснице; студенты поставлены в ситуацию свободного выбора задания как творческого; самопроверка, анализ и оценка собственных практических работ.

В тематическом плане учебной дисциплины «Методика экологического образования» предусмотрены практические задания для самостоятельной работы студентов. Овладеть умениями самостоятельно приобретать знания – значит, открыть для себя путь к исследовательской деятельности. Наиболее продуктивно формирование исследовательских умений реализуется в ходе выполнения рефератов, представляющих собой краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности студента, имеющее регламентированную структуру и оформление.

Тематика учебных рефератов ориентирована на углубление знаний по методике экологического образования дошкольников. Например: «Роль моделирования в формировании знаний о росте и развитии растений», «Дидактические игры природоведческого содержания на занятиях по познавательному развитию», «Воспитание трудолюбия у дошкольников через организацию труда в уголке природы» и др. Логическим завершением выполнения рефератов является представление их на ежегодной студенческой конференции в колледже.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!