Предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Пьянство и алкоголизм представляют собой устойчивое, антисоциальное явление, отрицательно влияющее на развитие общества, здоровье, мораль и нравственность каждого человека и нации в целом.
Борьба с пьянством и алкоголизмом насчитывает многовековую историю, а с начала XX в. это социальное зло становится предметом изучения специалистами различных отраслей научного знания. Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом составляет одно из направлений административно - юрисдикционной деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел (полиции), но непосредственное выполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства возложено на подразделения УУП и ПДН, строевых подразделений ППСП, ГИББДД, строевых подразделений ОВО, подразделений ИАЗ.
Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается в функциях аппаратов, подразделений и этих служб и подразделений полиции, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативных актах.
Организация деятельности аппаратов, подразделений этих служб и подразделений в сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом складывается из функций прогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля, нормативно-правового, информационного, научно-методического, материально-технического обеспечения и пр.
Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осуществляются также в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведения специальных операций по выявлению нарушителей антиалкогольного законодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формирования и распространения передового опыта административно-юрисдикционной деятельности различных аппаратов и подразделений органов внутренних дел (полиции) по предупреждению и пресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.
Функции по предупреждению и пресечению пьянства и алкоголизма выполняются путем:
-выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекающих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, проведения с ними профилактической работы с целью формирования здорового образа жизни;
-внесения предложений в компетентные органы о рациональном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализующих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негативным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном районе населенного пункта;
-регулярного обследования территории и особенно мест концентрации лиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (подвалы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учреждения, станции и остановки общественного транспорта и т. п.);
-привлечения правонарушителей антиалкогольного законодательства к административной ответственности.
При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртных напитков в общественных местах (ст.20.20 КоАП РФ), сотрудник полиции обязан немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; проверить документы, удостоверяющие личность нарушителя, зафиксировать выявленные в них сведения; установить и записать данные о свидетелях, объяснить им их права и обязанности.
Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушителя, характер совершенного правонарушения, следует либо предупредить нарушителя, либо составить протокол об административном правонарушении.
В соответствии с п.14 ст. 13 ФЗ «О полиции» полиция имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
Действующее антиалкогольное законодательство признает в качестве административных правонарушений следующие проступки:
- управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ);
- управление транспортными средствами водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);
- допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения (ст. 12.33 КоАП РФ);
- распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах (20.20 КоАП РФ);
-  появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ);
-  появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, в равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащй продукции в общественных местах (ст. 20.22. КоАП РФ);
- вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков (ст. 6.10 КоАП РФ);
-  нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16 КоАП РФ) и др.
Как видно, административные правонарушения, связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, имеют различные объекты посягательства. Например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) образует правонарушение в области дорожного движения. Составы правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ, посягают на общественный порядок, а ст. 14.16 КоАП РФ образует правонарушение в области предпринимательской деятельности и т. д.
Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболее распространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом.
Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения. Среди непосредственных причин ДТП, имеющих тяжкие последствия (превышение установленной скорости движения, недисциплинированность пешеходов, игнорирование правил применения ремней безопасности и мотошлемов и т. д.), статистика выделяет управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Именно поэтому Правила дорожного движения (ПДД) запрещают водителю «управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и иного)... передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения...» (п.2.7 ПДД), а лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 ПДД).
За управление транспортными средствами в состоянии опьянения к административной ответственности привлекаются лица независимо от того, являлось ли оно самоходной машиной либо находилось на прицепе у другого транспортного средства, как долго управлял виновный транспортным средством - важен лишь факт приведения его в движение.
Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данные виды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает не только факт собственного опьянения, но и правовой запрет на управление транспортным средством в данном состоянии.
В целях предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения полиция наделена правами останавливать транспортные средства, осуществлять проверку документов и освидетельствовать водителей на предмет установления факта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Эти и иные административно-предупредительные меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения ДТП.
Сотрудник полиции (как правило, подразделения ГИБДД), останавливая транспортное средство, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обязательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на законном основании, например по доверенности, в процессе выполнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.
К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся: административное задержание, отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.
Применение полицией этих мер не означает наложение на водителей административных наказаний, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорожного движения противоправные действия, не допустить причинения вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.
Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и относящихся к сфере охраны общественного порядка, наибольшую распространенность и общественную опасность представляют распитие алкогольной и спиртосодержащй продукции в общественных местах или появление в общественных местах в состоянии опьянения; вовлечение несовершеннолетнего в распитие спиртных напитков.
Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, медико-биологические, нравственные и иные последствия, оказывающие негативное влияние не только на деформацию социальных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, характеризующимся демонстративными проявлениями явного неуважения к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства и посягательствами на общественный порядок.
Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах или появление в общественных местах в состоянии опьянения. Административное законодательство (ст. 20.20 КоАП РФ) устанавливает правовой запрет на распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (ст.20.21 КоАП РФ).
Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление сотрудниками полиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т. п.) и других действий, нарушающих общественный порядок.
Применение полицией мер административного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствующей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупреждения правонарушений, состоящей из экономических, организационных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т. п. мероприятий направленной на утверждение здорового образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.
Важность административно-предупредительных мер объясняется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нарушение, вне профилактического обеспечения не приводит к сокращению рассматриваемой категории правонарушений.
Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних строевые подразделения ППСП, ОВО полиция по охране общественного порядка, сотрудники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб полиции изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных профилактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкоголизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторонним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направлениям профилактической работы необходима организация взаимодействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающейся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розыске и т. п.
Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правонарушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.
К числу профилактических мероприятий полиции относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и развитию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созданию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкогольной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки и т. д.
Борьба с пьянством и алкоголизмом — важная социальная задача, ее реализация зависит от активной и последовательной работы органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, каждого гражданина.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!