Предпосылки возникновения и эволюция компьютерных систем бронирования

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основа современных компьютерных систем бронирования - КСБ (ComputerReservationSystem - CRS) была заложена в конце 50-х - на­чале 60-х годов XX в. Именно тогда возросшая популярность авиаперево­зок привела к необходимости создания авиакомпаниями громадных цент­ров резервирования, задачей которых была ручная обработка поступающих от туристских агентов и конечных клиентов по почте, телефону и телегра­фу заявок на бронирование мест. Несмотря на всю грандиозность разме­ров и большую численность персонала, центры резервирования по проше­ствии некоторого времени уже не могли справляться со все возрастающим объемом информации. Это и послужило толчком к началу разработки КСБ.

Генерация и распределение информации с учетом обеспечения ее на­дежности при передаче и распечатке (в том числе справочников для путе­шественников, прайс-листов, билетов, информации о резервировании) сто­ят довольно дорого. Поскольку цена ошибок тоже велика, отдельные компании в США еще с 60-х годов разрабатывали собственные компью­терные системы. После того как попытки некоторых фирм создать унифи­цированные системы потерпели неудачу (1961 г. - «DELTAMATIC» фир­мы «Delta», 1961 г. - «PANA-MAC» фирмы «PanAm»), две американские компании «AmericanAirlines» и «UnitedAirlines» независимо одна от дру­гой создали высокопроизводительные конкурентоспособные системы ре­зервирования.

«UnitedAirlines» первой вышла на рынок в 1976 г. с системой «Apollo». «AmericanAirlines» через короткое время предложила свою систему

«Sabre». Связь с этими системами позволяла пользователям получить ин­формацию об авиарейсах в режиме реального времени через систему мос­тов (коннекторов).

Во второй половине 80-х годов авиакомпании осознали преимуще­ства применения КСБ с точки зрения завоевания рынка, и началось сорев­нование таких систем за мировое первенство. Американские системы «Sabre» и «Apollo» захватили британский рынок, а новые европейские системы «Galileo» и «Amadeus» пытались им противостоять.

С появлением этих систем агенты получили возможность осуществ­лять и подтверждать резервирование в считанные секунды. С точки зре­ния стоимости и надежности методы, заложенные в основу этих систем резервирования авиабилетов и формирования всех необходимых докумен­тов, были революционными, и успех систем был огромный.

Наряду с эффектом рационализации в смысле сокращения числа ра­ботников, увеличения объемов предложения услуг, уменьшения себесто­имости и времени обслуживания указанные системы обеспечивают воз­можность реализации маркетинговых стратегий авиакомпаний, в том числе в части ценообразования, повышения доходов и загрузки авиалайнеров, информирования заказчика.

С увеличением количества авиалиний, самолетов, ростом объемов авиаперевозок со второй половины 70-х годов КСБ закономерно стано­вятся основным инструментом осуществления операций резервирования авиабилетов. Только на внутренних авиалиниях 95% всех заказов прохо­дят через пять основных систем, из которых на «Sabre» и «Apollo» прихо­дится до 75%. Сами же компании «UnitedAirlines» и «AmericanAirlines» обеспечивали только 30% авиаперевозок.

Первым шагом на пути развития компьютерных систем бронирова­ния была установка терминалов в офисах самих авиакомпаний, что позволи­ло резко поднять качество и эффективность работы персонала авиакомпаний, не уменьшив, однако, количество телефонных звонков и телеграмм с заявка­ми на бронирование от туристских агентов и физических лиц. Следующий шаг был сделан также авиакомпаниями несколько лет спустя: началась уста­новка терминалов бронирования в крупных туристских агентствах. Быстро оценив эффективность новой технологии бронирования, туристские агенты стали настойчиво требовать от авиакомпаний существенного расширения как спектра предоставленной в системах бронирования информации, так и функ­циональных возможностей этих систем. Как следствие, изначально ориенти­рованные на отдельную авиакомпанию программные комплексы объединя­лись в системы, обслуживающие группы авиакомпаний, предоставлялась информация уже не только о наличии мест на том или ином рейсе, но и общая информация о рейсе, подробное описание тарифов, а также данные о смеж­ных отраслях туристского бизнеса - прокате автомобилей, размещении в гостиницах, продаже железнодорожных билетов и др.

Так, постепенно компьютерные системы бронирования авиакомпаний превратились в глобальные дистрибьюторские системы туруслуг - ГДС (GlobalDistributionSystems - GDS). Параллельно с расширением функ­ций компьютерных систем бронирования велись активные работы, направ­ленные на сокращение срока возврата турагенту подтверждения бронирова­ния поставщиком услуг. В отсутствие полностью компьютеризованной цепочки «турагент - центр резервирования - поставщик услуг» это время составляло от 2 часов до 2 дней, так как подтверждение поставщика вводи­лось в систему вручную. Полностью устранив ручной ввод информации, уда­лось сократить это время до нескольких часов. Такое соединение получило название типа В. Следующим этапом стало соединение типа А, согласно ко­торому возврат подтверждения осуществляется в течение 7 секунд. Столь резкое сокращение времени было достигнуто за счет совершенствования тех­нологии обмена информацией между системой резервирования и поставщи­ком услуг. Это дало турагенту возможность выйти на принципиально новый уровень в обслуживании клиентов: практически любое бронирование теперь может быть совершено-в тот момент, когда клиент находится в офисе тур-агента. Последним техническим достижением в этом плане является «бес­шовное» соединение. В основе этого относительно нового режима работы лежит достаточно простая идеология: самая актуальная информация о нали­чии мест, самое подробное описание тарифов и т.д. есть только у конечного поставщика услуг-авиакомпании, гостиницы, компании по аренде автомо­билей. В соответствии с этой идеологией турагент на терминале глобальной системы компьютерного бронирования видит информацию, извлекаемую не­посредственно из компьютерной системы поставщика услуг.

Если первоначально КСБ применялись исключительно для брониро­вания мест на регулярных рейсах авиакомпаний, то теперь область их внед­рения расширилась и они используются для всех туристских продуктов, подлежащих бронированию, включая круизы, аренду автомобилей и гос­тиничные номера. Сектор размещения был особенно заинтересован в ис­пользовании ГДС и разработал к ним собственные системы привязки.

Связь всемирно известных КСБ и ГДС с национальными и региональ­ными туристскими брокерами (равно как и с местными поставщиками ту­ристских услуг, турбюро и пр.) является последней ступенью эволюции систем бронирования и резервирования на пространственно распределен­ном туристском рынке. Широкое внедрение связанных вычислительных сетей и конкуренция между ними приводят к снижению стоимости досту­па к системам для пользователя.

Компьютерные системы бронирования и резервирования завоевывают все большую популярность. В США терминалами бронирования пользуются 96% всех турагентств. В России к 1994 г. пользовались популярностью толь­ко системы бронирования авиабилетов «Gabriel» (для международных рей­сов Аэрофлота), «Gets», отечественная система бронирования «Сирена-2».

Ситуация начала меняться только с 1994 г., когда в Москве и Санкт-Петер­бурге открыли представительства компании «StartAmadeus» и «Worldspan». Сейчас в России к этому классу принадлежат, например, система брониро­вания авиабилетов «Сирена» и система резервирования мест в гостиницах «Алеан».

Большую часть своих денег КСБ зарабатывают на правах бронирования, которые они получают от поставщиков услуг и предоставляют агентствам. Поскольку стоимость связи с агентствами - величина практически постоян­ная, то рост числа поставщиков заказов оборачивается чистой прибылью.

Каждый поставщик пытается дать все, что необходимо, конкретному клиенту, не только дабы увеличить объем продаж и прибыли, но и избе­жать обращения клиентов к другим поставщикам-потенциальным конку­рентам. Таким образом, возрождается идея «монополии точки продажи».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!