Предпосылки развития воображения в раннем возрасте

Pазвитие мышления

  1. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению.
  2. Мышление, которое существует в форме внешних ориентировочных действий, является наглядно-действенным («мышление руками» - практические пробы, действия руками). Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого результата дают ребенку важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных форм мышления.
  3. Мышление эмоционально        окрашено        (познание       признаков        предметов, экспериментирование вызывают удивление, радость, интерес).

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтя­гивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подоб­ные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревоч­ке). В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, — он свя­зывает и соединяет их в своих практических действиях. Это уже знакомые нам соотносящие и орудийные действия. Само по себе их усвоение не требует особой самостоятельной рабо­ты мышления — взрослые дают образцы нужных действий и по­казывают способы использования орудий. Но в процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на от­дельные вещи, но на связь между предметами, что в дальней­шем способствует установлению таких связей в новых услови­ях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем прак­тических проб. Он пробует разные способы открывания коро­бочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб случайно получа­ет эффект.

Внешние, практические ориентировочные действия служат ос­новой и исходным пунктом для формирования всех форм мыш­ления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и зак­рывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнение разных предметов, перенос действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего воз­раста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.

Предметы выступают здесь не со стороны своих практически-потребительских функций, а со сто­роны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существен­ных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок.

  1. Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к складыванию внутренних психических действий (в уме, без внешних проб). Овладение практической деятельностью, с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям - с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребенка - формируются элементы наглядно-образного мышления. Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ре­бенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.
  2. На 3-ем году жизни в умственном развитии ребенка начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, имеющая большое значение для последовательного овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Знаковая функция сознания позволяет выпоить действия не с предметами, а с их заместителями. Знаковая функция усваивается ребенком с помощью взрослого и перестраивает все виды деятельности. Благодаря знаковой функции сознания начинает развиваться воображение. К концу 3-го года жизни благодаря угасанию ситуативности: ребенок начинает действовать в  воображаемой  ситуации.  Творческое  воображение, которое появляется к 3-м годам, позволяет ребенку придумывать.
  3. На основе внутренних действий с образцами начинают формироваться обобщения (мысленное    объединение    предметов,    обладающих    одинаковыми    признаками). При усвоении предметных действий, глав­ным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее об­щие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Воображение.

Под воображением понимают психический познавательный процесс со­здания новых образов путем переработки материалов восприятия и пред­ставления, полученных в прошлом опыте.

Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помога­ет воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответству­ет имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение высту­пает как пассивный процесс. Становление механизма представ­ления, воссоздания образов, а также умения слушать и откли­каться на содержание сообщения происходит через развитие по­нимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Н.Н.Палагина, Л.Павлова).

Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являют­ся реакция сосредоточения и адекватные эмоции. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им.

На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается от­сроченное подражание увиденному, что говорит о наличии до­статочно сложного представления, об умении действовать на ос­нове сформированного образа.

О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетель­ствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.

Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игро­вых предметов (Е.В.Зворыгина), а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.

В игровой деятельности детей раннего воз­раста зарождаются творческие элементы. Ребенок на фоне ин­тереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их вы­полнения, а также осуществлять самостоятельные игровые дей­ствия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности ста­новится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нужда­ется в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержа­нием игры в раннем детстве является развернутая ориентиров­ка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ори­ентировка начинается с подражания действиям взрослого и раз­вивается по пути самостоятельного творческого построения образов действий с предметами, пока еще с опорой на реальные объекты.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Итак, особенности развития воображения в раннем возрасте:

  • складываются его предпосылки, представление и отсрочен­ное подражание;
  • воображение появляется в игре, когда возникает вообра­жаемая ситуация и игровое переименование предметов;
  • воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!