Предпосылки развития мышления и речи в младенческом периоде

На познавательную активность и отношение ребенка к миру оказывает влияние ситуативно-личностное общение в первом полугодии (зажгли, на которых осуществляется эмоционально-личностное общение, вызывает значительное повышение познавательной

Особенности развития познавательной сферы:

1 Опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта - сначала сориентироваться, потом действовать.

  1. В первом полугодии познавательная активность ребенка проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в рассматривании предметов, эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Но это лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов (ребенок не ищет предмет после его исчезновения из поля зрения).

В умственном развития выделяют два направления:

1) Активное подражание действиям взрослого, что лежит в основе процесса обучения.

2) Самостоятельное совершенствование множества действий.

С  образованием   предметных  действий   во  втором  полугодии  зрение  и слух приобретают решающее значение в развитии познавательной сферы.

  1. Во втором полугодии происходит координация в системе «глаз-рука». Предмет как бы «учит» руку подстраиваться пол его свойства, а глаз «учится» у руки.
  2. К 8-9 мес. у ребенка появляется интерес к свойствам предметов: прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах. Как бы исследует его (ощупывает поверхность, переворачивает и т.д.). в 8-9 нес. на основе манипулирования ребенок начинает понимать устойчивость свойств предметов, что складывается в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм
  3. В 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с двумя предметами. Появляются соотносящие действия,    благоприятно    влияющие    на    формирование    наглядно- действенного мышления. Таким образом, в период младенчества ребенок познает мир в наглядно-действенной форме.
  4. На основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес); воспроизведение (на 8 мес).

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвен­ные результаты своих действий. Манипулирование предме­тами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и пред­ставление о его инвариантности.

Наличие аффективно-личностных связей повышает позна­вательную и практически-действенную активность ребенка. Под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка складываются любозна­тельность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для ус­воения разных форм общественного опыта.

В первом полугодии жизни единственными средствами об­щения являются экспрессивно-мимические, входящие в со­став комплекса оживления. Во втором полугодии новая соци­альная ситуация развития ребенка требует совершенно новых средств общения со взрослым. Экспрессивно-мимических и пред­метно-действенных средств вскоре оказывается явно недоста­точно для делового общения. Поэтому во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство че­ловеческого общения — речь. Хотя до 12—15 месяцев ребенок — еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития.

Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) разви­тие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые пред­шествуют собственной активной речи. Первый путь связан с раз­витием речевого слуха, второй — с отработкой речевых артику­ляций. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое диффе­ренцирование самих фонематических различий. Речевое об­щение требует особенно тонкого различения тех звуковых еди­ниц, изменение которых влечет за собой изменение смысла слова (например, «том—дом», или «мак—лак» и пр.). Во вто­ром полугодии начинается интенсивное развитие фонемати­ческого слуха ребенка, в результате которого к концу года ре­бенок уже различает многие слова взрослого и понимает их значение.

Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно пока­зываемый предмет. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, ле­жать, ходить и пр.).

Помимо развития фонематического слуха и понимания слов взрослого, во втором полугодии интенсивно развиваются соб­ственные голосовые реакции ребенка, которые на первом году имеют характер предречевых вокализаций. Предречевые вокали­зации входят в состав комплекса оживления и достаточно часто наблюдаются уже в первом полугодии жизни. К ним относятся: вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки); гуканье (короткие согласные звуки типа «кхх» или «хм») и гуление (протяжные звуки, напоминающие пение, например «аааа», «гу-лиии»). С появлением лепета (к 5—6 месяцам) ребенок охотно использует свои голосовые воз­можности для привлечения внимания окружающих и общения с ними. Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым. К концу года появляют­ся своеобразные лепетные тирады с ярко выраженным интона­ционным рисунком. Это так называемое «лепетное говорение».

К концу года у многих детей появляются отдельные сло­ва, которые имеют свое значение и свое звучание (няй-няй, ау-ау, дя-дя-дя). Это так называемые автономные слова. Важны­ми условиями появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмо­циональный контакт с ним.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!