Предмет социальной политики как науки

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Предмет социальной политики как науки — свойства, закономерности, содержательные (устойчиво воспроизводимые и выражающие сущность) отношения общества, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собою взаимодействия социальных групп по поводу их социального положения (см. Структура социальная, Положение социальное). Социальная политика может быть выделена как раздел социологии (точнее — обществоведения, ибо в наши дни под социологией зачастую понимают не науку об обществе, а науку об измерениях параметров общественных процессов). В ряду общественных реалий имеется обширный класс взаимодействий устойчивых элементов общественной структуры (классы, касты, социальные группы, общности, слои и т.п.) по поводу изменения этой структуры путем соотносительного изменения места в ней разных элементов, нарождения и изживания некоторых элементов. Этот класс взаимодействий есть практическая социальная политика и одновременно предмет (цель) научного изучения. П.с.п. как н. относится к структурным отношениям, к структурному строению общества и к структурным действиям.

В центре научного интереса социальной политики как науки находятся такие практические явления, как потребности и интересы и интересы социальных групп, способность и готовность социальных групп к общественно значимому действию; идеологии как массово распространенные идеалы и образы желательного будущего; стратегии и приоритеты социального действия; предвидение результатов взаимодействий социальных групп, формы их взаимодействий.

Наибольшее развитие социальная политика как наука нашла в учениях, связанных с революционными преобразованиями общества, и в учениях о социальном государстве, социальной ориентированности рынка и о социальном партнерстве. Напротив, в учениях, изображающих развитие общества как простое следствие экономических процессов или диктатурных способов управления, социальная политика представлена мало и убого. В России изучение социально-групповых интересов и взаимодействий испытывало подъем в период подготовки отмены крепостного права, в период назревания буржуазно-демократической, а затем социалистической революций, в период Гражданской войны, а затем уже с конца 1980-х гг. в связи с назреванием антитоталитарной и антиимперской революции («четвертой русской революции»). В переходные периоды проблема взаимодействий социальных групп, их коренных интересов, идеологий и способов действий становится центральной в научном обществоведении.

Предпринимательский слой — одна из основных больших социальных групп в обществе, основанном на рыночной экономике и свободе хозяйственно-экономической деятельности; охватывает тех, кто занимается предпринимательством, ведет на собственные средства и под собственную ответственность какое-либо дело с целью получения прибыли. В трактовке сущности предпринимательства и определении круга лиц, относящихся к соответствующей социальной группе, имеются две довольно сильно различающиеся между собой концепции. Одна, идущая от крупного ученого-экономиста начала XX в. Й. Шумпетера, заключается в том, что предпринимательством может считаться не всякая охарактеризованная выше хозяйственно-коммерческая деятельность, а лишь такая, которой присущи инновационные черты, т.е. в ходе которой создается или привносится что-то новое. Согласно другой концепции инновационная деятельность при всей ее важности не является обязательным признаком предпринимательства. Соответственно к П.с. относятся не только отличающиеся новаторством, но все занимающиеся любым самым рутинным бизнесом, повторяющим то же самое, что делали и делают другие (организация обычного автосервиса, магазина, обычной ремонтной мастерской, парикмахерской и т.п.), лишь бы такая деятельность направлялась на получение прибыли и осуществлялась этими людьми на собственные средства и под собственный риск. Видимо, такое представление более правильное. Не случайно законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, относится ко всем, что занимается отмеченной деятельностью, а не только к какому-то избранному кругу новаторов. Такой же подход присущ статистическому учету, когда подсчитывается численность предпринимателей. Все они, ведущие самостоятельную хозяйственно-коммерческую деятельность, а не только некие новаторы и образуют предпринимательский слой.

Внутри этого слоя можно вычленить по разным основаниям несколько типов и разновидностей предпринимателей. По сферам деятельности это — предприниматели, занимающиеся производством (к тому же разными видами его), торговлей и торгово-посредническими операциями, бытовыми услугами, перевозками, строительством, банковским делом, страхованием и др. По масштабам деятельности —крупные, средние, мелкие предприниматели. Можно еще видеть различные разновидности по моделям деятельности: одни предприниматели выступают единоличными хозяевами своего бизнеса и непосредственно организуют его функционирование; вторые занимаются такой же деятельностью не единолично, а в составе группы коммерсантов; третьи просто владеют акциями, и все их участие в предпринимательской деятельности ограничивается вложенными инвестициями; четвертые — как в большинстве случаев директора российских разгосударствленных и акционированных предприятий — формально не являются их хозяевами, но фактически распоряжаются собственностью, ведут дело в своих интересах и получают наибольшую долю от результатов, т.е. их статус объединяет в себя позиции и наемного менеджера, и предпринимателя. Выяснение, раскрытие такой многогранной дифференциации П.с. по использованным и еще некоторым другим критериям и основаниям необходим не только для более точного осмысления процесса формирования этого слоя в ходе трансформации нашего общества, но и из чисто практических соображений, поскольку позволяет видеть различия в задачах и видах управленческих воздействий, которые необходимо предпринимать со стороны общества, государства для его оптимального развития. Формирование и развитие П.с. происходит по своим объективным закономерностям под решающим воздействием факторов, относящихся к функционированию экономической сферы общественной жизни. Однако на ход соответствующих процессов существенное влияние могут и должны — в интересах общества — оказывать социальные институты, и прежде всего наиболее мощный из них — государство. Оно влияет проведением социальной и направляемой ею экономической политикой. Так, наше современное общество заинтересовано в ускоренном развитии мелкого предпринимательства, и этому должна способствовать социальная политика государства. Решая собственные задачи и влияя на экономическую политику, правоустанавливающую и правоприменительную практику, она может и должна создавать благоприятные условия для развития названной подгруппы П.с. Одновременно важным комплексом задач для обеспечения успешного развития нашего общества является повышение социальной ответственности всех подгрупп П.с, укоренение нравственных начал в деятельности предпринимателей, устранение из нее разного рода антисоциальных проявлений. И в решение этих задач также призвана вносить свой вклад социальная политика как государства, так и многих негосударственных общественно-политических организаций, в первую очередь, объединяющих самих предпринимателей, а также церкви и религиозных организаций.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!