Предмет психологической науки и ее задачи

Пред­мет и задачи психологии в разные времена и разными уче­ными мыслились по-разному. Кроме того, субъективные явления человека становятся предметом рассмотрения не только психо­логии, но и логики, педагогики, физиологии и других наук. Что же характерно для подхода к ним психологии? Одна из точек зрения на этот счет такова. Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию ду­шевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе про­блемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построе­нии внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом. Поясним сказанное на примере. Мы ды­шим, как правило, лишь за счет чисто физиологической (внепсихической) регуляции дыхания. Однако, когда в комнате становится «невыносимо» душно, начинает «работать» психи­ка: оцениваются факторы данной ситуации, устанавливается их связь, определяется путь ее изменения («открыть окно или выйти из комнаты») и т. д., т. е. осуществляется ориентировка в плане образа изменившейся ситуации.

Проявления психики человека очень многообразны. И все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связа­ны между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психичес­кую деятельность. Поэтому, возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать их.

Психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психи­ческими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познаватель­ные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощу­щения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее сущест­венные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека - активность, воз­будимость и т. д., характер).

Помимо психических процессов и психических свойств лич­ности, выделяют еще и психические состояния. Психические состояния - это особая характеристика психической деятельно­сти человека за некоторый период времени. Психические состоя­ния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раз­дражительности, активности, пассивности и т. д.).

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психи­ческих свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психи­ки и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудо­вую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, вни­мание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенап­равленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения постав­ленных целей, отчетливо представлять себе конечный ре­зультат. Таким образом, психология - это наука о психике и законо­мерностях ее проявления и развития.

Психика возникла и развивается в непрерывном взаимодействии с окружающим физическим миром. Характер и результаты этого взаимо­действия определяются конкретными условиями нашей планеты. Доста­точно устойчивые периодические изменения физических условий, свя­занные с переходами от дня к ночи, от зимы к лету, сила тяжести, оп­ределяющая точку отсчета в трехмерном пространстве, участок спектра солнечного излучения, вызывающий фотохимические реакции, — эти и другие специфические свойства Земли выдвинули требования, которым должны были удовлетворять все организмы, населяющие эту планету. Этим же требованиям соответственно должна удовлетворять наша пси­хика как, по меньшей мере, регулятор активного поведения организма.

С детства мы знаем о существовании 5 ос­новных чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. На самом деле "чувств" гораздо больше. По всему телу размещены рецепторы, с по­мощью которых мы получаем информацию о состоянии внешней среды и внутреннем состоянии организма. Эта информация поступает к нам непрерывно с момента рождения до смерти. Медики исследовали само­чувствие человека в условиях сенсорной депривации, т.е. когда кон­такты с окружающим миром сведены к минимуму. Это достигалось с помощью повязки на глазах, наушников, специальных перчаток, ванны, наполненной водой определенной температуры, и других доступных средств. Оказалось, что сенсорная депривапия переживается очень бо­лезненно. У человека появляются галлюцинации, чувство страха, неуве­ренности, потеря ориентации, некоторые из испытуемых нуждались по­сле эксперимента в длительном лечении. Таким образом, сенсорные процессы (иногда их называют элементарными ощущениями) нам необ­ходимы не столько для построения осознанной картины мира, сколько для непрерывной неосознаваемой адаптации к изменениям во внешней (и внутренней) среде.

Одной из главных качественных характеристик ощущения является его модальность. Модальность ощущения определяется анализатором (нейрофизиологической системой: рецепторы - нейронные пути - соот­ветствующие участки мозга), который возбуждается сигналами опреде­ленной физической природы. Например, системы зрительной и слухо­вой модальностей возбуждаются соответственно электромагнитными и акустическими волнами.

Мы существуем в непрерывно меняющейся физической среде. Наши анализаторы созданы природой, чтобы оптимальным образом получать информацию об этих изменениях. Физическим сигналам соответствуют определенные психические образы. Такие пары (физический раздражи­тель - психический образ) называются психофизическими коррелята­ми.

Раздражение анализатора вызывает физиологический процесс пере­кодировки информации в коды нервных сигналов, в результате чего возбуждаются соответствующие части коры головного мозга. Формиру­ется чувственная ткань образа. Далее в работу включается вся целостная структура нашей психики. Единичный процесс восприятия заканчивается вычленением предметно­го содержания образа. Соотношение между работой нейрон­ной системы анализатора и возникающим в результате психическим (сенсорным) образом представляет психофизиологическую проблему, над которой трудятся биологи и нейропснхологи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!