Предмет «Организационное поведение» и его цели

22 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Организационное поведение (ОП) – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях, формирование поведенческих моделей и разработка навыков и практического  использования полученных знаний.

История дисциплины ОП. История ОП берет свое начало с отчета американских специалистов по управлению Р. Гордона и Д. Хауелома, которые в 1959 г. опубликовали результаты своих исследований, включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес – школ. Их выводы свидетельствовали, что преподавание таких дисциплин, как управление, психология бизнеса не в полной мере отражает потребности руководителей. В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которого был Фрэд Лютенс. В 1999 г. в России было переведено на русский язык седьмое издание этого учебника, которое стало первым академическим учебником по ОП на русском языке. Ф. Лютенс определяет ОП как науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим поведением в организации.

Основная практическая цель ОП – определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека в индивидуальном и коллективном режиме.

Инструменты ОП:

1.Психология и социология поведения людей (индивидов) в организации.

2.Психология и социология межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов.

3. Динамика отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных).

4. Психология и социология межгрупповых отношений.

5. Психология и социология внутриорганизационных отношений.

6. Власть, влияние и лидерство.

7. Психология мотивационных процессов.

Основные цели  ОП:

- систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;

- объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;

- предсказание поведения работника в будущем;

- овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.

Основные определяющие ОП силы:

- люди;

- организационная структура;

- технологии;

- внешняя среда.

Люди. Сотрудники организации образуют внутреннюю социальную систему, состоящую из индивидов и групп. В свою очередь,  в организации могут существовать малые и большие, формальные и неформальные группы. Основная характеристика групп – высокая динамика. Современные организации характеризуются составом сотрудников с высокими личными способностями, индивидуальностью, уровнем образования работников;  что необходимо учитывать менеджерам и адаптироваться к различным образцам поведения сотрудников.

Организационная структура. Организационная структура определяет формальные отношения между людьми. В организации трудятся люди различных профессий, занимающие различные должности- менеджеры, рабочие, инженеры, бухгалтеры. Отношения людей внутри структуры создают сложные схемы сотрудничества – согласования, принятия и реализации решений.

Технологии. Уровень используемых в организации техники и технологий оказывает большое влияние на трудовые отношения. Работа на предприятии с низким уровнем механизации разительно отличается от труда на автоматизированном и роботоризированном производстве. Применение техники связано как с выгодами, так и с издержками.

Внешняя среда. Любая организация является частью большой системы, на нее оказывают влияние правительство, конкуренция, социоэтические факторы. Поэтому при изучении поведения человека в организациях следует обязательно принимать во внимание воздействие многочисленных факторов внешней среды.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!