Предмет, метод и задачи учебной дисциплины «История органов внутренних дел»

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Органы внутренних дел являются одним из главных субъектов уп­равления внутренней безопасностью или, выражаясь иначе, полицей­ской деятельности. В ходе исторического развития общества арсенал средств обеспечения внутренней безопасности обогащался, полицей­ская деятельность усложнялась.

Формирование обществ современного типа с большими городами, ростом социальных противоречий потребо­вало организовать управление внутренней безопасностью на новых ос­новах. В России, как и во многих странах, организационная система, предназначенная для этого, получила название системы органов внут­ренних дел. За более чем два века своего существования она серьезно изменилась, хотя и сохранила некоторую преемственность.

В России понятие "внутренние дела" охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посяга­тельствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, иму­щественной безопасности граждан, общественной, противопожарной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопас­ности личности, общества и государства

Правоохранительные органы – система государственных учреждений и вооруженных частей для охраны общественного порядка, установленного в государстве.

В соответствии с государственными образовательными стандарта­ми высшего и среднего специального образования с 1997 г. в вузах сис­темы Министерства внутренних дел Российской Федерации преподает­ся специальная дисциплина «История органов внутренних дел». Она базируется на научном изучении органов внутренних дел, имеющем длительную историю и ставшем наиболее интенсивным в последние десятилетия благодаря усилиям таких ученых, как Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. В. Борисов, В. Ф. Некрасов и др., что привело к фор­мированию особой области научных исследований в рамках историко-правовой науки.

В ряду других общегуманитарных и историко-правовых дисциплин в системе юридического образования «История органов внутренних дел» призвана решать задачи по содействию мировоззренческому, нравствен­ному становлению личности будущего сотрудника органов внутренних дел. Вместе с тем она занимает особое место, так как ее основной целью является создание информационных, методических условий для озна­комления слушателей с историей становления и развития той сферы об­щественной деятельности, в которой им предстоит реализоваться как специалистам.

История органов внутренних  дел  логически взаимосвязана с другими предметами, преподаваемыми в УЮИ МВД РФ, и в первую очередь с теорией и историей государства и права. Включение данного курса в учебную программу обусловлено тем, что организация эффективной борьбы с преступностью невозможна без учета исторического опыта борьбы с правонарушениями. Обеспечивая специальную историко-правовую подготовку, она призвана также составить соответствующую основу для восприятия других учебных дисциплин.

В самом широком смысле, предметом курса История ОВД является организация борьбы с преступностью и зашиты общественного порядка  на всем протяжении существования нашего государства.

В этом отношении, следует отметить, что понятие “органы внутренних дел” нельзя считать идентичным содержанию курса. Органы борьбы с преступностью существовали и до создания МВД и системы ОВД, главной задачей которых было осуществление общего управления, а борьбой с преступностью были заняты полиция, органы юстиции, госбезопасности. То есть, в разное время эта борьба осуществлялась в различных формах и различными способами, а ее эволюцию можно разделить на следующие периоды (в литературе существует и иная периодика, но нижеприведенная более соответствует структуре нашего курса):

  1. 9 - нач.15 вв. “Традиционализма”.

Время сильных традиций догосударственного этапа: господство мифологических представлений в организации судебно-следсветнного процесса (принцип талиона, ордалии), коллективная ответственность за преступление, официальное признание кровной мести.

  1. 15 - нач 18 вв. “Земско-приказной”.

Создание специальных органов выполняющих судебно-следственные функции - приказов. На местах охранительные функции выполняются органами и должностными лицами (губные избы, старосты), выбираемыми населением “землей”.

  1. 18 -нач.19 вв. “Полицейский”.

Учреждение регулярной полиции, создание правовой базы их деятельности, организация полицейских учреждений, в масштабе всей страны.

  1. 19 - нач.20 вв. “Министерства внутренних дел”.

Подразделения по борьбе с преступностью входят в состав местной администрации, а центральное полицейское учреждение - в состав МВД.

  1. 1917 -1993 гг. “Советский “.

Борьба с преступностью осуществляется на основе марксистско-ленинских идей.

С 1991-1993 г. “Переходный”.

Осуществляется переход от “советской” к “либеральной” модели организации борьбы с преступностью.

В рамках организации охраны порядка изучаются и обеспечивающие его органы.

Таким образом, в предмет курса входят и учреждения специально  предназначенные для осуществления борьбы с преступностью, в первую очередь полиция и милиция. Кроме того, в сфере изучения находятся, органы, в ведение которых в значительной степени входит защита правопорядка:

  1. Органы защиты государственной безопасности, разведки и контрразведки (тайный приказ, жандармерия).
  2. Органы юстиции (суды и прокуратура).
  3. Финансовые органы (налоговая полиция, таможня).

Понятно, что история данных учреждений рассматривается ни сама по себе, а лишь постольку, поскольку они задействованы в охране общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью.

Понятие борьбы с преступностью неразрывно связано с понятием законности. В этом отношении курс рассматривает основные правовые институты, правовые акты определяющие понятие преступления, способы защиты от них, определяющие статус охранительных структур.

 

Определив предмет, перейдем к методам изучения курса:

Как и любая другая учебная дисциплина, История ОВД имеет определенные методы, то есть способы познания изучаемых явлений. различают общие (универсальные) методы, то есть применяемые во всех научных дисциплинах и частные, то есть специальные.

Общий метод - это метод материалистической диалектики.

При изучении курса он проявляется в том, что борьба с преступностью рассматривается, как явление которое:

Во первых, определяется природой человека, условиями жизни общества.

Во вторых, тесно связана со многими социальными явлениями, одни и те же виды деятельности, одного и того же ведомства в разных ситуациях могут серьезно отличаться друг о друга.

В третьих, как и все общественные процессы, борьба с преступностью обладает определенной динамикой, в МВД, милиции, постоянно что то меняется.

В изучении курса используются и специальные общенаучные методы:

Сравнительный, предполагает сопоставление практики борьбы с преступностью в разное время и в разных условиях. В результате сравнения можно приблизиться к объективному представлению вопроса. Например, “Вывод о значительном росте преступности в Российской Федерации и качественном ее изменении основан также на сравнении количества совершаемых преступлений и анализе структуры преступности”.

Социологический, состоит в изучении предмета на основе фактических данных. Включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и соответствующих документов, опросы населения, математические и статистические способы обработки материала. Широко применяется в правоохранительной сфере. Его использование позволяет выяснить степень эффективности деятельности охранительных структур, их адекватность возникающим проблемам, целесообразность тех или иных мероприятий.

Формально-юридический, заключается в сопоставлении милицейской практики с требованиями законности, правовой политики государства и не увязывается с прочими социальными явлениями: экономикой, политикой, моралью. Данный метод с наибольшим основанием можно назвать специальным.

Логический метод, включает в себя средства и способы логического изучения и объяснения предмета и основан на формах мышления и законах формальной логики. Применение логического метода позволяет анализировать строение милиции и ее деятельность с токи зрения логически непротиворечивых, а следовательно эффективных принципов.

 

Обозначив методы курса, перейдем к его задачам:

  1. Изучить опыт организации борьбы с преступностью, предоставить возможность оценить имеющиеся ошибки и достижения в этой работе. Ознакомиться со средствами и методами, применяющимися в практической деятельности милиции.
  2. На конкретном историческом, правовом материале получить представление о том, чем обусловлена сегодняшняя форма организации борьбы с преступностью, строение милиции, органов внутренних дел.
  3. Сформировать способность самостоятельной объективной, аналитической оценки перспектив развития правоохранительных структур в настоящее время.

При изучении предмета История ОВД необходимо иметь ввиду, что по всему этому курсу нет отдельного учебника, но по каждому разделу имеется соответствующая литература.

По периоду с 9 по 18 вв. можно назвать издания: Сизиков М.И. “История полиции России (1718-1917 гг.)”. Вып. 1. Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. - М., 1992.

Мулукаев Р.С. “Полиция в России (IX в. - нач. XX в.)”. - Ниж. Новгород, 1993.

Власов В.И., Гончаров Н.Ф. “Организация розыска преступников в России в IX-XX веках. (историко-правовое исследование)”. Монография в 2-х частях. Ч. I. Домодедово, - 1997.

Период с XIX в. по 80-е годы XX в. освещается в книгах, изданные специально для учебных заведений МВД РФ:

Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н.Дугин, А.Я. Малыгин и др. - М., 1995.

Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996.

Рыбникова В.В., Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. Учебное пособие.  М.: 2008.

Кроме того, по всем разделам курса можно привлечь к изучению предмета и материалы учебников по истории государства и права, содержащие сведения по структуре органов борьбы с преступностью, правовой базе их деятельности. Тем не менее, общий объем литературы по курсу довольно не велик. Это увеличивает значение самостоятельной работы обучаемых с лекционным материалом, подготовки к семинарским занятиям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!