Предмет и задачи курса методики преподавания литературы. Литература как учебный предмет в школе

МПЛ  — педагогическая нау­ка, предметом которой является общественный процесс воспиты­вающего обучения школьников литературе как учебному пред­мету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более правильного руководства им.

Задачи курса: 1) зачем учить? 2) чему учить? 3) как учить? На первый вопрос отвечают образовательная, развивающая и воспитывающая цели. На второй – содержание (программа). Программ сейчас более 30, программа есть у каждого учителя. Имеется базовый образовательный минимум – государственный стандарт.  На третий вопрос отвечают методы и приемы.

Общественное значение методики литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы, методика преподавания литературы и литература помогают формировать гармоничную личность. Российская Академия образования в 19994 году разработала «прогностическую концепцию целей и задач образования». Определяя задачи, авторы называют: реализация идей плюрализма мышления, право на социальный выбор, вариативность мышления, антидогматичность, толерантность к чужому мнению, озабоченность глобальными проблемами человечества. Основная задача МПЛ – открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям  литературоведческим, ни к закономерностям дидактики и психологии.

Литература как учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литера­туры, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.

В соответствии с потребностями и возможностями растуще­го человека предмет строится ступенчато: он опирается на чи­тательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по IX класс, задача которого - ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу Х-XI классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники пости­гают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Ли­тература относится к предметам эстетического цикла вмес­те с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Изучение словесного искусства в среднем звене взаимо­связано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возла­гается художественное воспитание школьников. Но и в средних, и в старших классах литература вступает в многообразные кон­такты со всеми без исключения школьными предметами: во-пер­вых, в литературе выражается все многообразие жизни, для по­нимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирает­ся на литературу, для того чтобы, раскрыть красоту человечес­кой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Особенно тесны связи литературы и русского языка: язык - исток литературы, ее «строительный материал». Вместе с тем словесное искусство — сокровищница и мастерская самых высо­ких образцов речи. Программы по русскому языку и литературе имеют прямо соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, многие виды работы учащихся отно­сятся в равной степени к обоим предметам. Литература прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об ис­торической обстановке, социальных проблемах.

Если уроки литературы оказываются мало эффективными,  то причина в том, что преподавание приходит в проти­воречие с природой литературы и читательской деятельностью, что утрачивается понимание сущности и задач предмета. Учите­лю необходимо помнить, что программа, учебники, пособия — все это становится действенным лишь благодаря его профессио­нальному мастерству и творческому мышлению. Передовое учи­тельство, методическая наука накопили ценнейший опыт препода­вания литературы. Задача каждого учителя — сделать этот опыт своим достоянием, внести в него собственную живую мысль, жи­вое чувство любви к искусству и к детям — только тогда для его учеников уроки литературы станут верной дорогой в литерату­ру как искусство.

Принципы (принципы дидактики) - это ос­новные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон­кретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как кате­гории дидактики, принципы характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Общедидактические принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) систематичности и последовательности; 4) прочности; 5) научности; 6) доступности; 7) связи теории с практикой. Эти принципы составляют систему дидактических прин­ципов.

Частнометодические принципы. Принципы, которые следует положить в основу преподавания литературы,— всемерное усиле­ние интереса к занятиям и активизация работы и ученика, и учителя.

До сих пор нередко бывало, что учитель прихо­дил в класс с заранее готовыми выводами по всем решительно вопросам, какие, по его мнению, должны возникнуть при ана­лизе произведения, и единственную свою задачу видел в том, чтобы ученики как можно лучше усваивали преподносимые им знания. В целях морально-эсте­тического воспитания следует исходить из переживаний, интере­сов школьника, из его понимания произведения. В настоящее время все больше осознается необходи­мость чрезвычайно бережного отношения к живым впечатлениям школьника, идущим от непосредственного общения с пи­сателем. Также в погоне за разнообразием и новизной прие­мов терять чувство меры и допускать развлекательные трюки, не имеющие ничего общего с высокими задачами, поставленны­ми перед преподаванием литературы. Целесообразна лишь такая активизация занятий, которая в конечном счете содействует и морально-эстетическому развитию учащихся, и задачам «человековедения» средствами литерату­ры, и усвоению основ литературной науки, и культуре речи уча­щихся.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!