Предмет и задачи этики

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Этика как совокупность знаний существует свыше XX веков. Ее проблематика была в поле зрения большинства выдающихся философов. Мировоззренческие проблемы неизменно увязывались с нравственно-этическими установками.

В современном понимании этика – философская дисциплина, изучающая мораль как социокультурный феномен, неразрывную часть социальной практики. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Специфика научной дисциплины определяется особенностями ее объекта и предмета. Сущность, структура, закономерности объекта исследования определяют систему знаний. В качестве объекта изучения этики предстает мораль и нравственность. Однако проблемы морали находятся в поле зрения и других дисциплин: социологии, педагогики, психологии, конфликтологии и т. д. Следовательно, мораль является объектом изучения ряда смежных дисциплин. В этике внимание обращено на моральном значении социальных явлений. Предметную область этики образует весь спектр вопросов, связанных с моралью как социальным явлением: прпоисхождение морали, исторические типы морали, закономерности развития и функционирования морали и т. д.

Проблематика предметной области этики неразрывно связана с обоснованием нравственных норм и категорий. Обоснование предметной части определяется как мировоззренческими установками философов, так и общими социокультурными факторами социальной практики.

Акцентированием внимания на конкретных сторонах нравственности во многом объясняются существенные различия в этических учениях и концепциях. Так, светская этика средневековья культивировала внешние формы приличия и поведения. В религиозной этике основным предметом анализа стали догматические постулаты. Высшей ценностью предстает Бог. Основу нравственных учений составляла борьба добра и зла. В теологических этических конструкциях исполнение божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности, воспринималось как непреложное начало. Христианская этика обосновывала такие добродетельные качества, как смирение, покорность, послушание и т. д.

Исторически предмет изучения этики существенно изменялся. Аристотель определил ее предметную область как сообразование поведения и образа жизни личности с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Для большинства античных мыслителей предметом рассмотрения выступали понятия индивидуального счастья и условий его достижения.

Возврат к человеческой рациональности как основы нравственности происходит в эпоху Возрождения. Усилиями мыслителей было выявлено, что мораль несводима ни к религии, ни к биологии, ни к какому-либо другому явлению.

Для этики эпохи Просвещения было свойственно стремление обоснования путей достижения людьми счастья и благополучия. Просветители исходили из доминирующей роли разума в согласовании интересов людей. В рамках философской мысли усилиями мыслителей обосновывались самые различные основания в определении предмета изучения этики. В кантовской этике предметную область составило раскрытие всеобщего нравственного закона. Ее содержание образовывали категорический императив, предписывающий субъекту общие принципы (максимы) поведения, и добрая воля субъекта, призванного свободно, без внешнего принуждения избирать модели поведения, соответствующие нравственным идеалам.

Начало XIX века знаменуется новыми подходами в осмыслении этических проблем. В гегелевской теоретической конструкции предмет этики выводится за пределы индивидуального опыта. Мораль рассматривается как объективно существующее явление, как этап самореализация объективного духа. Диалектическое видение проблемы позволяет рассматривать мораль как проявление многообразия общественных отношений.

Новый этап в развитии этического знания связан с утверждением в философии иррационализма. Сторонники иррационализма выступили против классического подхода, основанного на созерцательности (только критика несовершенства сущего, а не его преобразование) и рационализме. Их интересовало, прежде всего, личностная сторона в выборе индивидуальной моральной позиции. Проблематика морали в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда наполняется анализом мотивов человеческого поведения.

В ХХ столетии в этической интерпретации окружающего человека мира сформировались следующие направления:

– иррационалистическая тенденция, отрицающая объективность законов и общих принципов морали, признающая мораль делом индивидуальной ответственности отдельного человека. Подобный подход отрицает роль разума и преувеличивает значение внерациональных форм постижения морали, абсолютизируя особенное в моральной проблеме. К основным направлениям иррационализма относятся: «философия жизни», экзистенциализм, неофрейдизм, неопротестантизм, персонализм и т. д.;

– научная (сциентистская) тенденция, провозглашающая неверифицируемость этических знаний и отрицающая научный статус этики. Например, представители неопозитивизма утверждают, что моральные суждения выражают лишь субъективную сторону окружающей реальности. Следовательно, этика не способна помочь человеку разрешать моральные проблемы;

– марксизм, выступивший против созерцательности классической этики и провозгласивший мораль социально обусловленным явлением;

– утилитаристская тенденция, основы которой были заложены французскими материалистами XVIII в., получившая поддержку и популярность в XIX и XX вв. Ценность моральной деятельности рассматривается сквозь призму выгоды и получения пользы;

– тенденция, проявляющаяся в поиске универсальных этических ориентиров, направленных на преодоление духовной деградации, стремления к тойлерантности и социальной солидарности, повышения роли и статуса общечеловеческих ценностей, гуманизма при решении глобальных проблем современности (этика ненасилия, этика «благоговения перед жизнью», «живая этика»);

– тенденция, связанная с институциализацией различных видов прикладной, практической и профессиональной этики (военная этика, этика бизнеса, биоэтика и т. д.).

Двадцатое столетие также характеризуется оформлением новых подходов в анализе этических проблем. В начале века английский философ-неореалист Джордж Э. Мур (1873–1958), основатель интуитивизма в этике выступил с критикой традиционных направлений. В его представлении нормативной этике присуща «натуралистическая ошибка», нарушение законов формальной логики. Фундаментальные категории определяются «по кругу» из самих себя. Добро и зло рационально невозможно определить. Например, категория «добро» выводится посредством обращения к понятиям, близких по смыслу к данной категории. В каждом конкретном случае они постигаются интуитивно. Его исследования послужили основанием формального метода в этике и заложили основы «метаэтики». В русле метаэтики были подвергнуты строго логическому анализу все важнейшие этические понятия: добро, идеал, долг, правильное и неправильное и др. и раскрыты все возможности абстрактного и формально-логического анализа. Предметом метаэтики стал логический анализ языка морали, нравственных императивов и оценок.

На начало XX века приходится оформление социологии морали. Впервые М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) были рассмотрены конкретные проблемы этики, связанные с анализом роли моральных факторов в социальной практике. М. Вебер показал, что важнейшим компонентом модернизации западного общества явилась протестантская этика. В контексте социологии морали предмет изучения составляют взаимосвязи этических компонентов с социальной средой и влияние нравственности на поведение людей.

С 1960-х годов этика стала существенно видоизменяться и приобретать конкретный, практически ориентированный характер. Основной причиной возникновения прикладной этики (Applied ethics) стала гуманизация всей жизни человека и общества, понимание ценностей индивидуально-личностного характера. В течение двух-трех десятилетий происходило накопление и осмысление эмпирических фактов из области социологии и психологии морали, полученных конкретными исследованиями. Однако результат оказался неутешительным: этика не смогла приобрести в качестве основного объекта анализа конкретного человека, постоянно сталкивающегося с реальными моральными проблемами. Применяемая в социологии и психологии методология научного поиска ориентирована на абстрактный, усредненный социум. Тем не менее, изыскания в определенной степени подготовили почву для «перехода к человеку» в конкретных сферах его жизнедеятельности. Человек становится главным предметом изучения. Этика все более начинает интересоваться всеми деталями и конкретными подробностями его поведения с моральной точки зрения. Предметную область составляет анализ моральной практики, конкретные виды деятельности, условия и факторы ее обеспечения.

В марксистской этике предметную область образуют сущность, законы возникновения и исторического развития морали, ее специфические функции и моральные ценности. Подобный подход характерен для большинства специалистов, занятых изучением проблематики морали.

В отечественных публикациях современного периода преобладающей предстает точка зрения определения предмета этики сущностью, законами и закономерностями развития морали, ее функциями, моральными ценностями.

Таким образом, сложность в определении предметной части во многом обуславливается специфичностью морали как социокультурного феномена. Особенно многогранен предмет современной этики.

Целью этики предстает не только обоснование идеалов, принципов и норм нравственного поведения, но и анализ реальной моральной практики, закономерностей развития морали. В своем конкретном выражении моральные нормы реализуются, прежде всего, как функция общественного интереса. Во многом Э. Дюркгейм (1858–1917) прав, утверждая, что мораль является средством гармонизации взаимоотношений человека и социума. Общественный интерес предстает как регулирующая сила, как объективное основание и условие индивидуального существования. Вне морали нет самореализации личности, и наоборот, нет морали вне самореализации личности. Следовательно, предметную область можно выводить исходя из круга проблем, характерных для морального сознания, нравственных отношений и нравственной практики (деятельности).

Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям: роли в обществе; способу отражения; социальному источнику. В системе отражения объективной реальности действует моральное сознание и моральные чувства. Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, подобно другим формам общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика.

Моральное сознание способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. Моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер.

Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конечном счете закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Нравственность предстает одним из основных типов социальной регуляции, своеобразным способом организации реального процесса человеческой жизнедеятельности. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок, общих правил и практических предписаний. Нравственность по роли в обществе однопорядкова с правом, обычаями, традициями и т. д.

Рассмотрение морали как предмета этики позволяет рассматривать совокупность нравственных норм, идеалов, принципов и т. д. как нравственный потенциал культуры. Мораль как социокультурный феномен образует сущностную черту человечества. Этическое мышление задает вектор существования и определяет содержание нормативности социальных норм. Конструируемые в рамках этики модели сознания и поведения во многом способны определить пути и направления преодоления глобального нравственного кризиса, испытываемого человечеством.

В целом можно отметить, что неоднозначная трактовка предмета этики, переосмысление рассматриваемого круга проблем неразрывно связано с происходящими в обществе изменениями в социальной и культурной сферах, доминирующими теоретическими и методологическими установками, ценностными ориентациями общества. Вопрос о предмете этики не имеет окончательного решения.

Реалии современной практики, сложившаяся система взаимоотношений человека и окружающей среды выдвигают новые требования перед этической мыслью. В частности, в научной литературе поднимается вопрос о необходимости разработки новой инвайронментальной (экологической) этики[1]. Возрастание нравственных начал в социальной практике, утвердившаяся система взаимоотношений между странами и народами и т. д. позволяют говорить о наметившейся тенденции этического осмысления опыта социального развития. Примером тому служит работа Петера Козловски «Этика капитализма», раскрывающая этические аспекты функционирования рыночной экономики[2].

В завершение рассмотрения вопроса можно констатировать, что в своем становлении и развитии моральные принципы, идеалы, нормы отражают социально-классовую структуру общества, доминирующие общечеловеческие ценности, правовые и иные устои.

[1] См.: Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. – М., 1987. – С. 291; Он же. С мыслями о будущем России. – М., 1997. – С. 196–199.

[2] Козловски Петер. Этика капитализма. – М., 1996.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!