Предмет и задачи детской психологии

Причина возникновения детской психологии - найти путь к пониманию того, как развивается психика человека. Объективные условия возникновения детской психологии как науки:

1)   развитие промышленности;

2)   выход в свет эволюционной теории Ч.Дарвина, позволяющей проследить исходные пункты эволюционных процессов и исследовать период детства;

3)   желание ученых глубже познать психику взрослых.

Развитие детской психологии в дореволюционной России

Вопросы детской психологии нашли свое отражение в трудах ученых в конце 19 века. И.М.Сеченовым заложен научный фундамент к изучению психики детей. Он исследовал самосознание ребенка. К.Д.Ушинский - его труд «Человек как предмет воспитания».

В 1901 г. в Петербурге впервые в России создана лаборатория экспериментальной детской и педагогической психологии под руководством Нечаева. Дальнейшее развитие связано с именами П.С.Лесгафг, А.И.Сикорский, П.Ф.Каптерев, А.ФЛазурский.

Детская психология как наука зародилась в конце 19 века, когда вышла книга В.Прейера «Душа ребенка», в которой он отразил дневниковые записи за развитием органов чувств, моторики, воли и рассудка собственного ребенка.

Детская психология как наука ставит своей целью (предмет) изучение детства - раскрытие общих закономерностей психического развития ребенка, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Наука о развитии детей рассматривает 2 типа вопросов: что делают дети? И почему они это делают?

Детская психология - это наука, изучающая закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе от рождения до поступления в школу. Важнейшую сторону психического развития составляют психические процессы и качества детей (восприятие, память, воображение, мышление, внимание, речь); эмоционально-волевая сфера: деятельность ребенка: формирование личности.

Другими словами, детская психология изучает возраст или период развития. Возраст (по Л.С.Выготскому) - это замкнутый цикл, который имеет свою структуру и динамику.

Связь детской психологии с другими науками

  1. Методологической основой детской психологии является философия. Развитие психики ребенка происходит по общим диалектическим законам: движущими силами развития психических процессов являются внутренние противоречия, их борьба, в ходе которой и происходит переход количества в качество.
  2. Детская психология опирается на общую психологию  поскольку в процессе психического развития ребенка возникают те же основные психические процессы, которые у взрослого достигают своего расцвета.
  3. Детская психология связана и с педагогикой, что важно для дальнейшего развития детской психологии и педагогической практики.

Отношение общества к детству на разных исторических этапах. Исследования Ф. Ариеса.

Детство - период усиленного развития, изменений, обучения, а также парадоксов и противоречий.

Детство - период, который продолжается от новорожденности до полной психологической зрелости, периода становления полноценным членом общества. Продолжительность детства в разных периодах неровная (период Средневековья и современность). Продолжительность детства напрямую зависит от материальных и духовных ценностей общества.

Понятие детство связано не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности.

Впервые исследованием детства стал заниматься французский историк Филипп Ариес на материале произведений изобразительного искусства. Его работа показала, что до 13 века художники вообще не обращались к образам детей, кроме религиозных сюжетов, ангелочков.

В этот период детство считалось малоценным и быстро проходящим. Наблюдалось безразличие и несерьезное отношение к детям. В 14 веке появились портреты умерших детей, что является признаком преодоления безразличия и говорит о том, что смерть ребенка начинает восприниматься как тяжелая утрата, а не как обычное явление. Преодоление полного равнодушия к детям происходит в 17 веке, когда впервые на портретах появляются изображения реальных детей. Таким образом, если судить по живописи, открытие детства началось в 13 веке, но полно проявилось в 17. Открытие периода детства позволило описать полный цикл человеческой жизни, включив в него такие стадии как детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!