Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания.

9 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Философия – знание о делах божественных и человеческих, говорил средневековый философ Ян Дамаскин.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Прежде всего, она ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Главным объектом философского анализа выступает отношение, где человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса.

Философия  переводится с греческого как «любовь к мудрости» («филио» – любовь, стремление; «софия» – мудрость). Мудростью древние считали  умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности; настроенность ума на корень проблемы, на оригинальное решение, к которому приводят глубокие знания и размышления. «Мудрость – стремление человека познать бесконечное», – эту мысль приписывают Пифагору (580-500г. до н.э.). Считают, что именно он первым назвал себя философом (любомудром). Мудрость рассматривалась как умение видеть в разрозненных фактах нечто единое, как способность соединить в определенную систему разные стороны бытия и увидеть их связь. Мудрость – не многознание, а знание оснований и причин – считал античный мыслитель Гераклит. Мудрость в древности рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на благоразумии и бескорыстном служении истине. Первые философы считали, что стремление к выяснению главных, конечных оснований бытия, интеллектуальный труд в целом, являются серьёзным, благородным и уважительным занятием. Стремление к знанию тогда ценилось как главная добродетель и основное качество человека. Но вместе с тем было и другое отношение к любомудрию. Философов не понимали, они подвергались насмешкам и гонениям. Из истории философии хорошо известны такие примеры с Демокритом, Гераклитом Эфесским, которых дразнили, или Сократом – того вообще осудили и казнили «за развращение молодых юношей новым мышлением». Можно привести и другие подобные примеры. Русский философ Н.Бердяев отмечал, что философия – занятие страдательное, философы довольно часто были гонимы, и их мало понимали или вовсе не понимали.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности.  Выдающиеся немецкие философы Г.В.Ф.Гегель (1770-1831гг.), а также К.Маркс (1818-1883гг.) определяли философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) культуры и духовной жизни эпохи.  Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как результат интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологической форме мировоззрения. Она возникала на основе мифологии, но одновременно и как её преодоление. Отмечают   три географических точки её появления: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (7-6 вв.до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (9-6 вв.до н.э.); в районе Аравийского полуострова и   Древнего Египта. В западной философии её первый этап получил название античной философии ( период с 7-6 вв.до н.э. по 5 вв.н.э.). Считают, что древнегреческий философ Платон (428-347г. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие «философия» как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Аристотель (384-322г. до н.э.), вслед за Платоном, пишет, что «первая» философия – это знание всеобщее, умозрительное, знание «о первых принципах бытия», а далее – что это знание о природе, о человеке, о государстве, об образе жизни.

Всё первоначальное знание было философским. Философия возникала как первая форма теоретического знания, как «наука наук», включала вначале все виды и формы знания, особо выделяя в качестве «более философских» метафизику – знание о первопринципах бытия (т.е. о сущем, о едином), физику – знание о природе, логику – знание о познании, этику – знание о человеке и образе его жизни. Первые философы не были философами – профессионалами: Фалес (625-547 г. до н.э.) – гидротехник; Демокрит (460-340 г. до н.э.) – астроном и т.д. Они были математиками, медиками, астрономами, купцами, педагогами. Их деятельность выступала основой для философских рассуждений и философских обобщений. Философские обобщения включали в себя целый ряд вопросов и проблем, которыми частное знание не могло заниматься. Эти вопросы и проблемы «красной нитью» проходят через все этапы развития философского знания, поэтому образно философию называют «размышлением о вечных проблемах».

Если попытаться очертить круг философского знания, то можно выделить в качестве предмета философии следующие вопросы и проблемы, на которые искали и ищут ответы как профессиональные философы, так и обычные  люди:

 

  1. В чем сущность мира, как устроено бытие, как организован мир? Почему он именно так организован?
  2. Есть ли что-то общее между различными, иногда вовсе несхожими сторонами бытия, и если есть, то, что именно?
  3. Имеют ли Вселенная, Бытие в целом какую-то цель, или их развитие хаотично?
  4. Что такое конечность и бесконечность с философской точки зрения?
  5. Действительно ли существуют объективные законы мироздания, объективные (независимые) параметры его развития? Или законы - только формы организационной, мыслительной деятельности человека, только его субъективные представления для удобства его жизнедеятельности?
  6. Как и насколько глубоко человек может проникнуть в тайны мира? Познаваем ли мир? Что есть истина?
  7. Какое место человек занимает в мире? Является ли он «песчинкой мироздания» или он  «царь природы и бытия»?
  8. Какова природа и сущность человека? Есть ли возвышенный образ жизни? И если он есть, то – как его достичь?
  9. Что есть добро и что есть зло? Как они соотносятся между собой и где их причины?
  10. Как сосуществуют в этом мире мудрость и глупость? Почему «мудрым» не всегда достается счастье?
  11. В чем заключается подлинная человечность? Что такое гуманизм как философская проблема?
  12. Что такое общество? Каковы законы его развития? Что такое общественный прогресс? Есть ли у истории человечества какая-то общая цель или каждая культура имеет свой путь развития?

Все эти вопросы являются мировоззренческими, составляют основу мировоззрения, поэтому философия – это мировоззренческое знание.

Со времен античности, ещё от Аристотеля, философские работы которого систематизаторы его учения поместили за физикой, философия имеет синоним – метафизика. Термин «метафизика» восходит к древнегреческому понятию природы и мира в целом – «фюсису», сейчас утраченному нами. Отсюда физикой стали  называть всё природное и  науки о природе. А то знание, которое было «сверх физики», «за физикой» получило название метафизики.

Выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804 гг.) круг метафизических проблем очерчивал четырьмя основными вопросами:

  • Что я могу знать об этом мире?
  • Что я должен делать в этом мире?
  • На что я могу надеяться?
  • Что есть человек?

Ответы на них и составляют основную структуру философии, и не только по Канту, но и в принципе. У Канта, на первый вопрос отвечает МЕТАФИЗИКА, на второй – ЭТИКА, на третий – РЕЛИГИЯ, а на четвертый – АНТРОПОЛОГИЯ. Последний вопрос – главный для философии, считал Кант, так как он включает в себя три первых. Несмотря на широкий круг проблем, философское знание в конечном итоге ориентировано на человека. Поэтому многие философы, как древности, так и современности, главной задачей философии считают, что она  должна «учить человека быть человеком». Философию человек интересует в своей целостности, но в большей степени философия анализирует человека как существо, прежде всего, духовное, основной жизненной задачей которого является проблема: как наиболее полноценно, осмысленно, счастливо, интересно прожить свою, такую короткую в земном измерении, жизнь.

Подлинно философские вопросы возникают тогда, когда человек задумывается о смысле бытия, о смысле человечества, о смысле своей собственной жизни, о своем предназначении и месте, которое он занимает, а более даже, должен занимать в этом мире. Поэтому философию можно определить как «самовопрошание» (Сократ): т.е поиск и нахождение ответов самим человеком на главные вопросы бытия. Такое «самовопрошание» может быть как на обыденном уровне (саморефлексия) – у наиболее мыслящих, духовно свободных и не равнодушных к миру, к бытию людей, – тогда философствование выступает в форме вопросов самому себе и ответов в форме сформулированных позиций, взглядов, чувств, эмоций, оценок, поступков, так и на профессиональном – такая философия представлена в исторической совокупности идей, концепций, направлений, философских систем.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!