Предмет и методы социологии

1 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение            3
1. Понятие науки. Объект и предмет социологии     4
2. Связь социологии с другими гуманитарными науками. Ее особенности 7
3. Общая характеристика используемых методов в социологии   18
Заключение           21
Список литературы          22

Введение

Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

1. Понятие науки. Объект и предмет социологии

Социология - это наука об обществе как системе, о социальных группах и социальных институтах, о социальном поведении людей.
Предмет социологии определяет структуру социологического знания. Следует обратить внимание студентов на то, что она многомерна и может быть описана в трех измерениях.
1) По уровню знания выделяют теоретическую и эмпирическую социологию. Теоретическая социология - это совокупность многообразных концепций, которые анализируют, описывают и объясняют аспекты социального развития. Эмпирическая (конкретная) социология занимается сбором и обработкой первичной социологической информации, используя при этом особые методы исследования (статистический анализ, опросы, наблюдения, анализ документов и др.). Теоретическая и эмпирическая социология не противоречат друг другу, а составляют единство, взаимно обогащая друг друга [3, c. 44].
2) По функции знания выделяют фундаментальные и прикладные социологические исследования. Деление социологии на «фундаментальную» и «прикладную» связано с ориентацией социологии на собственно научные или практические задачи. Задача фундаментальных исследований - приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих закономерности изучаемых процессов. Прикладные исследования направлены на изучение актуальных проблем с целью выработки практических рекомендаций.
3) По объекту знания выделяют макросоциологию, отраслевую социологию, микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом. Этот уровень социологического анализа еще называют социетальным. Отраслевая социология представляет собой совокупность теорий «среднего» уровня, которые исследуют отдельные сферы общества (например, экономическая и политическая социология); социальные группы и социальные институты (например, социология образования, науки, семьи, этносоциология). Микросоциология изучает малые группы, а именно поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.
Объект любой науки - это часть объективной или субъективной реальности, на которую направлен процесс исследования, а предмет науки - это стороны и свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с логикой суждения подводим студентов к определению объекта и предмета социологии.
Предмет социологии, представляя собой совокупность центральных проблем объекта изучения, не может рассматриваться как нечто постоянное, застывшее и неразвивающееся. Он изменяется на протяжении всей истории социологической мысли. Представители различных социологических школ и направлений по-разному определяют предметную область социологии. В истории социологии можно выделить три подхода к определению ее предмета [4, c. 29].
1. Социоцентристский или макросоциодогический подход. Сторонники данного подхода (О.Конт, Г. Спенсер, К.Маркс, Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.Мертон) исходят из приоритета общественных ценностей и определяют социологию как науку о закономерностях и движущих силах развития общества. Их интересует общество как целостный организм, его структура, социальные институты и социальные группы. Человек при таком подходе оказывается как бы «в тени».
2. Антропоцентристский или микросоциологический подход представлен концепциями Дж.Милля, Г.Тарда, М.Вебера, Г.Зиммеля, которые исходят из приоритета индивидуальных интересов и определяют социологию как науку «о социальной жизни человека», «о социальном поведении». Они обращаются к межличностному общению, мотивации действий, социализации и индивидуализации личности. Их интересует «внутренний» аспект действий людей.
3. Интегративный подход, наиболее ярко представленный концепциями Н.Смелзера и Э.Гидденса, формируется во второй половине 80-х г.г. XX в. На рубеже веков наметилась тенденция не обособления, а интеграции различных социологических школ и направлений. Эта интеграция преодолевает противопоставление человека и общества, делает возможным их взаимодействие, взаимосвязь. С позиций интегративного подхода можно дать такое определение предмета социологии:
Как любая наука социология разработала собственный категориальный аппарат. Система категорий социологии включает в себя три группы понятий:
1) общенаучные понятия («общество», «социальная система», «человек»,
«культура» и др.);
2) понятия пограничных с социологией наук («личность», «семья»,
«этнос», «политика» и др.).
3) собственно социологические категории («социальная общность», «социальная группа», «социальная стратификация», «социальный институт», «социальная организация», «статус», «роль», «норма», «действие» и др.) [4, c. 30].
Ключевым является понятие социального. Социальное, как антитеза индивидуальному, характеризует общее, типичное, то, что возникает в результате взаимодействия людей. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного человека оказывается под влиянием другого или других независимо от их присутствия. Социология, как любая наука, служит удовлетворению разнообразных потребностей человека. Практическая значимость науки выражается в ее функциях:
1) методологическая функция социологии проявляется в том, что она выполняет роль руководящих принципов исследования в других науках;
2) гносеологическая (познавательная) функция заключается в полном и конкретном познании различных сторон социальной жизни, в накапливании знаний и их систематизации;
3) аксиологическая функция заключается в том, что социология не только познает и анализирует социальные факты, но и оценивает их;
4) прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических исследований действительности, в выработке рекомендаций и предложений;
5) социоинженерная функция связана с разработкой социальных технологий, т.е. способов решения социальных проблем;
6) гуманистическая функция проявляется в том, что, разрабатывая теорию и программу деятельности людей и социальных групп, социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию общественных отношений;
7) прогностическая функция социологии предполагает выявление тенденций общественного развития и выработку социальных прогнозов.

2. Связь социологии с другими гуманитарными науками. Ее особенности

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, ной отдельные его части, сферы, элементы. Общество - настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить такое сложное образование, как человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединена между собой логическими связями, общими понятиями и методами, представляя собой своего рода систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей [4, c. 31].
Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин в их взаимосвязи. В содружестве с другими, родственными ей, дисциплинами - психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией - она образует подсистему системы научного знания - социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими выводами. В практической сфере, скажем в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.).
Вместе с тем каждое социологическое исследование изучает социальную реальность под специфическим углом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует это событие с точки зрения спроса и предложения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким образом дама стремится выразить в покупке свое Я, не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент покупательницы, не желает ли она подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон, и т.д. Социолог установит взаимосвязь таких переменных, как социальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления социальной роли и нормативные ожидания [5, c. 44].
Изучение междисциплинарной структуры знания необходимо в тех случаях, когда выделяется предмет науки, его специфика и отличие от предмета других наук.
В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина - социальная психология - описывает человека в непосредственном окружении. Она изучает взаимодействие людей в малой группе. Но социальный психолог не способен предсказать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.
Этими проблемами занимается политическая наука (так ее именуют за рубежом, у нас же называют политологией; в дальнейшем будут использоваться оба термина). Политология добилась многого, но она не в силах предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, колебания спроса и предложения на рынке, динамику цен. Эти вопросы находятся в компетенции экономики.
В настоящее время еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно отнести социологию - в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социологию, наряду с психологией, социальной психологией, экономикой, политологией, а также антропологией и этнографией относят к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.
К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное, знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.
Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским, традициям.
В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности. Поэтому социология предстает и как гуманитарное знание. По своей исторической интенции подобная интерпретация совершенно бесспорна. Вспомним работы Н. Кареева; М. Михайловского, П. Сорокина и других российских социологов. Они поражают нас не только математическими расчетами, формализованными построениями и богатством эмпирического материала, но и особым вниманием к морально-нравственным проблемам. Та же характеристика относится и к трудам Н. Бердяева и С. Булгакова.
По всей видимости, социологию следует отнести к наукам с двойным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина. Двойной статус отражается и в понимании сущности предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не наследственностью и не физиологией, как для генетика или медика, а культурным контекстом, т. е. традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами [3. c, 30].
История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли как направления (социологические перспективы), ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.), как, например, символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.
Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют дисциплины естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материального мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.
В начале XIX в. известный французский философ-позитивист О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания - математику, астрономию, физику, химию и биологию - он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась биология, изучающая многообразие и законы живого мира.
Наука об обществе в то время еще не выделилась в самостоятельную дисциплину подобно математике или биологии. Общество изучали разные науки - каждая под своим углом. Часто полученные ими данные не стыковались, а иногда и вовсе противоречили друг другу. О. Конт решил, что наступило время создать некую синтезирующую науку, объединяющую разрозненные сведения в стройную систему.
Поскольку специального названия для науки об обществе не существовало, Конт ввел в научный оборот термин «социальная физика» или «социология». Этот термин происходит от лат. «социум» (общность, сообщество, коллектив, общество) и греч. «логос» (учение, наука, знание). Если оба входящих в название новой науки слова заменить на русские, то мы "получим обществознание или обществоведение. Слова «знание» и «ведение» - синонимы. Поэтому изучаемый в школе курс обществознания означает то же самое, что социология.
О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества. Он позаимствовал у Тюрго и Сен-Сймона идею о трех стадиях развития общества: теологической, метафизической и позитивной, определяющихся формами развития мышления человечества.
Однако социология, как и все другие науки, пошла по пути дифференциации знания. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую" - политология, внутренний (душевный) мир человека - психология, традиции и обычаи народов - этнография, а динамику народонаселения - демография. И социология выделилась в специальную дисциплину, которая сосредоточилась на изучении социальной сферы.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!