Предмет государственно-правового регулирования

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Государство и право не должны, да и не могут регулировать все общественные отношения. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера государственно-правового регулирования. В тех условиях, когда сфера государственно-правового регулирования заужена, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях общественных отношений, которые нужно упорядочить с помощью права. Наоборот, когда сфера государственно-правового регулирования неоправданно расширена, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, чрезмерного регулирования поведения людей.

История государственно-правовой жизни общества показала, что в сферу государственно-правового регулирования входят три группы общественных отношений: 1) отношения  людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). В этом случае наиболее ярко проявляется возможность и необходимость регулирования имущественных отношений; 2) отношения по властному, в том числе и государственному, управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных выше сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет государственно-правового регулирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет государственно-правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства регулирования. Так, если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями ценностей, то во второю и третью группы – отношения между властвующими и подвластным.

Методы, способы и типы государственно-правового регулирования. Процесс реализации права осуществляется определенными методами, способами и типами.

Метод правового регулирования есть совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера. В теории государственно-правового регулирования принято выделять два метода регулирования.

        1) Метод децентрализованного регулирования (автономный, координации, равноправия) построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

2) Метод централизованного, императивного регулирования (авторитарный, субординации, подчинения) базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Поэтому данный метод используется в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Способы  государственно-правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. Принято выделять три основных способа государственно-правового регулирования.

1) Первый способ – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочиваний). Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

2) Второй способ – обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязан платить налоги).

3) Третий способ – запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

В качестве дополнительных способов государственно-правового регулирования можно назвать: применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение); предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения (так, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений); сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права, таким способом оказывают влияние поощрительные нормы (т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение).

Тип правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет. В юридической литературе существуют две юридические формулы, на основе которых выделяются два типа государственно-правового регулирования.

1) Первая формула: «Дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе». На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Этот тип характерен для отношений, регламентируемых отраслью  гражданского права.

2) Вторая формула: «Запрещено все, кроме прямо разрешенного». Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). В этом случае в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Этот тип государственно-правового регулированияявляется единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!