Предмет естествознания. Специфика и классификация естественных наук

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Термином "естествознание" обозначается совокупность наук, объектом изучения которых является природа в широком смысле слова, то есть окру­жающая нас объективная реальность - живая и неживая природа нашей пла­неты Земля, космос. Вселенная. Естественные науки исследуют законы, кото­рым подчиняются различные, тесно взаимосвязанные между собой, уровни ор­ганизации материального мира - микромир, макромир и мегамир.

  • Микромир - это окружающая нас реальность, невидимая невооружённым глазом. Это мир молекул, атомов, элементарных частиц, размеры которых исчисляются масштабом примерно от 10 '8 до 10 '18 м.
  • Макромир - это мир объектов, непосредственно наблюдаемых нами и со­поставимых по размеру с нашим телом, то есть порядка от 10'4 до 106 м.
  • Мегамир - мир огромных космических масштабов и расстояний порядка от 10 7 м и далее. Это планеты, звёздные системы, галактики, скопления га­лактик, Вселенная в целом.

Обозначив объект и очертив границы предметного поля естествознания, перейдем теперь к его предмету. Выясним, какие стороны объекта, то есть ка­кие аспекты исследования природы являются предметом интереса естествен­ных наук.

Исходным пунктом естественнонаучного исследования являются эмпи­рические факты, воспринимаемые органами чувств человека непосредственно или же при помощи научных приборов. Все остальные аспекты объективной реальности, которые невозможно проверить на опыте и представить в числен­ной форме, то есть измерить и зафиксировать, естествознанием отвергаются, ибо на их основе невозможно вывести научный закон, который должен обла­дать - таково обязательное требование - свойствами необходимости и всеобщ­ности. Именно поэтому наука отвергает религию, магию, парапсихологию и т.п., причём не на основе экспериментального доказательства их несостоятель­ности, а по причине принципиальной невозможности экспериментальной про­верки. Например, невозможно научно доказать или опровергнуть факт сущест­вования Бога. Таким образом, мы можем сказать, что предметом ес­тественных наук является природа, представленная в виде эмпирических фактов. Перечислим другие особенности научного знания, позволяющие чётко отграничить его от донаучных и вненаучных форм знания.

Во-первых, научное знание всегда оформлено в виде теоретической сис­темы, то есть в виде строго упорядоченной совокупности понятий, суждений, выводов, гипотез и т.д. Эти элементы научного знания логически выводятся один из другого в соответствии с методологическими принципами той или иной науки конечной целью естествознания является создание такой научной теории, которая объясняла бы всё многообразие фактов и явлений исходя из одного общего принципа. То есть наука стремится свести сложное к простому. Именно поэтому, например, физики так упорно стремятся к созданию единой теории поля, которая одним уравнением описала бы все физические взаимо­действия.

Во-вторых, естественнонаучное познание имеет дело не с самими объек­тами природы, не с вещами и явлениями реального мира как таковыми, а с идеализированными объектами. Например, теоретическую механику совер­шенно не интересует, движется ли камень, снаряд, или кирпич. Все эти три ре­альных объекта она обозначит понятием материальной точки, то есть, заменит объектом идеальным.

В-третьих, естественнонаучное познание выдвигает по отношению к соз­даваемым теориям требование объективности. Это означает, что научные по­ложения должны быть независимы от познающего субъекта, от автора теории, должны быть свободны от его эмоций, чувств, эстетических пристрастий и т.п.

Помимо естественных наук окружающую нас действительность иссле­дуют и другие науки, отличающиеся от естествознания своим предметом, хо­тя объект изучения может быть тем же самым. Существуют различные систе­мы классификации наук.

Крупным комплексом наук являются общественные науки, изучаю­щие специфику организации и законы развития общностей людей различного уровня - социальных групп, страт, классов, экономических, национальных общностей и т.д. Общественные науки выявляют причины возникновения и тенденции развития различных социальных явлений, проявляющихся в ходе взаимодействия людей с природой и друг с другом. К общественным наукам

относят социологию, политологию, социальную психологию, демографию и др. В методологии данных наук большое место занимает субъективный мо­мент, что совершенно не свойственно естествознанию, добивающемуся макси­мальной степени объективности научного знания. Субъективный момент каса­ется как внутренней природы предмета исследования (влияние на действия людей субъективных интересов, ценностных ориентации), так и методов ис­следования учёного - обществоведа (невозможность отстраниться от субъек­тивных пристрастий и предпочтений, склада ума, мировоззрения и т.д.). По этой причине методология общественных наук не может строиться по тем же стандартам, что и естествознание. Социальные закономерности будут отли­чаться от естественнонаучных. Они не могут претендовать на ту же степень всеобщности и необходимости, что свойственна, скажем, законам физики или химии,

Гуманитарные науки также охватывают весьма обширную сферу зна­ний. Предметом их изучения выступают индивидуальные и социальные ценно­сти человека. К ним относят мировоззренческие идеалы, социальные цели, нормы и правила мышления, нормы общения и поведения, принятые в той или иной социальной среде. К данной группе наук можно отнести философию, ло­гику, этику, эстетику, юриспруденцию, педагогику и т.д. Субъективный мо­мент в этих науках играет ещё большую роль, поэтому ясно, что методы есте­ственных наук здесь применимы в гораздо меньшей степени, чем в науках об­щественных.

От естественных, общественных и гуманитарных наук существенно от­личаются технические науки. Они нацелены не на познание, а на решение практических задач в различных сферах человеческой деятельности, поэтому все они являются прикладными - они помогают человеку преобразовывать мир. Технические науки изучают законы функционирования и специфику создания сложных технических систем - машин, компьютеров, систем управления и т.п. К техническим наукам относят космонавтику, прикладную механику, горное дело и т.д.

Особняком в данной классификации стоит математика, служащая рабо­чим инструментом огромного количества наук, и, прежде всего естественных. Её особенностью является то, что она исследует не реальные, а идеальные, во­ображаемые объекты, которые могут и не находить соответствия объектам ок­ружающего нас мира.

Имеется также целый ряд наук, которые трудно классифицировать со­гласно приведённой схеме, так как они занимают промежуточное положение, и, находясь на стыке предметных полей указанных выше наук, являются ком­плексными. Например, на стыке экономики и географии, то есть на стыке об­щественных и естественных наук находится экономическая география, на сты­ке естественных и технических наук находится бионика, занимающаяся техни­ческим моделированием биологических систем.

Внутри естественных  наук также проводят классификацию. Выделя­ют следующие науки:

  • Физика. Объектом ее изучения является микро, макро и мегамиры. Кванто­вая механика и ядерная физика исследуют закономерности атомного и суб­атомного уровня организации материи, законы взаимного превращения и взаимодействия элементарных частиц. Законы макроуровня объясняются классической механикой Ньютона. На мегауровне законы гравитации и движения космических тел устанавливает теория относительности Эйнш­тейна.
  • Химия. Объектом её изучения является микромир. Исследуется закономер­ности строения и превращения веществ на уровнях от молекулярного до атомного.
  • Биология исследует закономерности функционирования биологических систем любого уровня. Генетика как биологическая дисциплина исследует механизмы наследственности.
  • Этология исследует поведение биологических сообществ, популяций и от­дельных индивидов.
  • Экология изучает биосферу в целом, выявляя глобальные закономерности ' эволюции живого вещества в масштабе планеты.
  • Геология исследует планету в целом, а также отдельные регионы Земли, с целью выявления закономерностей строения земной коры.
  • Астрономия исследует видимую, непосредственно наблюдаемую часть Вселенной.
  • Космология исследует Вселенную в целом, пытаясь установить законы космической эволюции.

В заключение данного вопроса остановимся на соотношении понятий "естествознание" и "наука". Обычно их употребляют как синонимы, и это является вполне корректным. Но необходимо помнить, что понятие "естествознание" шире по содержанию. Ещё до появления классической науки, опирающейся на эксперимент и математизацию знания, люди пытались по­стичь природу, используя самые различные, в том числе и не строго научные методы. Поэтому мы можем сказать, что и в античные времена и сегодня учё­ные занимаются естествознанием, но утверждать, что в эпоху античности су­ществовала наука мы не вправе. Рождение классической науки большинство исследователей датируют ХУ1-ХУЦ веками, когда появляются работы Г.Галилея, И.Кеплера и И.Ньютона.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!