Пределы правового регулирования и деятельности государства

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ввиду сложности и многообразия общественных отношений, складывающихся в повседневной жизни людей, особую роль приобретает деятельность государства по их упорядочению, регламентации. Общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения.

Существуют различные подходы к оценке взаимоотношений государства и личности. В основу буржуазно-либеральной доктрины положена естественно-правовая концепция, рассматривающая права человека как естественные, принадлежащие ему от рождения. Государство обязано признавать эти права, ограждать их от каких-либо посягательств. Различные варианты буржуазно-либеральной доктрины были развиты в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Ш.Монтескьё, Б.Спинозы, В.Гумбольдта и др.

Сторонники либерализма исходят из концепции «государство ночного сторожа», согласно которой государство должно регулировать (скорее даже охранять) лишь самые важные, наиболее значимые отношения, не вмешиваясь в абсолютное большинство отношений между людьми, в первую очередь экономических и социальных.

Недостатком либеральной доктрины является отказ государства от ряда функций. Этот недостаток явственно обнаружился в процессе развития капиталистического общества, что привело к основательной корректировке некоторых ее принципов и положений.

Приверженцы другого подхода считают, что большое число отношений между людьми нуждаются в государственном регулировании, в связи с чем предлагается путем издания соответствующих правовых актов облекать в правовую форму все новые и новые отношения, возникающие в обществе. Между тем подобная практика может привести к мелочной опеке со стороны государственных органов всей жизнедеятельности граждан, обязанных сверять свою жизнь, поступки со все новыми и новыми законами, наряду с которыми появляется огромное число бюрократизированных, скрупулезно регламентирующих каждый шаг человека ведомственных инструкций, разъяснений, положений.

В этой связи возникает вопрос о тех пределах, границах государственной деятельности, за которыми либо нецелесообразно, либо вообще невозможно правовое регулирование общественных отношений. Государство постоянно испытывает соблазн переступить «нижние» границы сферы правового регулирования, охватить как можно большее число отношений, возникающих в повседневной жизни людей. Данная тенденция опасна чрезмерной зарегулированностью, установлением «полицейского» порядка в государстве. Эта опасность еще более возрастает в связи со стремлением определять сферу правового регулирования посредством подзаконных актов. Следует иметь в виду, что нарушение государством  границ пределов правового регулирования, пусть даже из самых благих побуждений, приводит в конечном счете к эквивалентному характеру отношений, равенству их участников и не может быть оправдано.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!