Правовые основы, условия и пределы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

22 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции» (далее – Закон «О полиции») полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

К данному положению ст. 1 Закона «О полиции» можно добавить, что сотрудники полиции для выполнения стоящих перед ними задач наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства и обеспеченного всеми силовыми средствами государства.

Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств самыми жесткими являются применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к. это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой стороны – это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности[1]. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. И не зря законодатель выделил право сотрудника милиции на применение огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств в отдельную Главу 5 Закона «О полиции», и четко определил основания, условия и пределы их применения.

Характеристике правовых и организационно–тактических основ применения сотрудниками органов внутренних дел специальных средств принуждения в основном посвящены отдельные комментарии, главы учебников, учебные пособия, авторами которых являются Б.П. Кондрашов, Ю.П. Соловей, В.В. Черников, О.И. Бекетов, В.И. Опарин, А.И. Каплунов, А.С. Князьков, А.П. Рыжаков, С.Н. Юдин и др. Однако научные и учебно–методические работы указанных авторов выполнены на основе законодательства, которое к настоящему времени, в связи с принятием Федерального закона «О полиции», в значительной степени утратило силу[2].

Нормативно–правовая регламентация применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия имеет системный характер и включает в себя взаимосвязанные правовые предписания, которые отражают все юридически значимые стороны фактической ситуации применения данных мер принуждения.

Глава 5 Закона «О полиции» «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» – базируется на положениях Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Право сотрудника полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия составляют следующие положения ст. 18 Закона «О полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О полиции», применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется МВД России.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Охарактеризуем некоторые вышеприведенные положения.

В ч. 1 ст. 18 Закона «О полиции» сказано, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Соответственно правовую основу применения специальных мер пресечения составляют именно федеральные законы. Кроме Закона «О полиции», в этот перечень, в первую очередь, следует включить Федеральный закон от 21 июня 1995 г.№ 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Так, сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» могут применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

– для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, иных лиц;

– для отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников мест содержания под стражей, иных лиц с целью завладения оружием;

– для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

– для отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, помещения и транспортные средства мест содержания под стражей;

– для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни и здоровья сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц;

– для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из мест содержания под стражей или из–под конвоя;

– для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования сотрудника места содержания под стражей о сдаче оружия;

– для пресечения попытки насильственного освобождения подозреваемых и обвиняемых из–под стражи.

Статья 45 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закрепляет основания применения сотрудниками изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел специальных средств и их виды. Специальные средства в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел могут быть применены при наличии данных о необходимости:

– отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и (или) иных лиц;

– пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей;

– пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также других сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка;

– освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств;

– пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел или из–под конвоя;

– пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим;

– пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.

Строгое соблюдение сотрудниками полиции закрепленных в законодательных актах правил применения огнестрельного оружия обязательно при любых обстоятельствах, в том числе и в условиях режима чрезвычайного положения.

В соответствии с положениями ст. 44 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел по месту службы вправе применить физическую силу лишь в отношении подозреваемого или обвиняемого:

– для пресечения совершаемого им правонарушения;

– для преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Применить физическую силу сотрудники вправе только когда ненасильственные способы решения проблемы не дали положительного результата.

Правовой основой применения огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств сотрудниками полиции также «являются нормы институтов уголовного права о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании лица, совершившего преступление»[3].

Статья 37 УК РФ, закрепляющая институт необходимой обороны, гласит: «Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения».

Необходимая оборона осуществляется в условиях реальной и неминуемой угрозы. Состояние необходимой обороны наступает не только в момент нападения, но и в тех случаях, когда существует реальная угроза нападения.

Крайняя необходимость – это состояние, в котором может находиться сотрудник полиции, когда он причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей себе лично или же другой личности, собственным правам или правам иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, когда эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Причем превышением пределов крайней необходимости считается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Так же, как и в случае с причинением вреда при задержании лица, совершившего преступление, такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Если при необходимой обороне сотрудник полиции может причинить более значительный вред, чем вред от самого преступления, то при крайней необходимости нельзя причинять даже равный вред. При крайней необходимости, которая обычно реализуется при стихийных бедствиях (пожарах, землетрясениях и т. п.), сотрудник полиции в целях предотвращения большего вреда может причинить меньший вред.

Так, состояние необходимой обороны либо крайней необходимости определяется условиями правомерности необходимой обороны или крайней необходимости, относящимися к посягательству или событию, а именно: они должны быть общественно опасны, наличны, действительны. Кроме того, состояние крайней необходимости характеризует еще и такое условие, как неустранимость грозящей опасности при данных обстоятельствах никакими другими средствами[4].

Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ч. 1 ст. 38 УК РФ). Право на причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (т.е. состояние задержания преступника), возникает при наличии следующих условий: совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства; существования реальной опасности уклонения данного лица от уголовной ответственности; отсутствия возможности его задержания иными способами и средствами[5].

Обоснованный риск со стороны сотрудника полиции (ст. 41 УК РФ) может быть тогда, когда им причиняется вред охраняемым уголовным законом интересам для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и сотрудник полиции, допустивший риск, предпринял достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Нормы Закона «О полиции», составляющие правовую основу применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также нормы уголовного законодательства, закрепляющие обстоятельства, исключающие преступность деяния, не взаимоисключают, а дополняют друг друга; нормы, устанавливающие порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия, не должны дискриминировать сотрудников полиции, действующих в состоянии необходимой обороны и при других обстоятельствах, исключающих преступность деяния, установлением для них дополнительных условий правомерности[6].

В соответствии с правилами ч. 4 ст. 19 Закона «О полиции», сотрудники полиции обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. А. М. Сильников справедливо отмечает, что термин «специальная подготовка на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» в нормативных правовых актах, регламентирующих профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, не используется[7].

Периодическая проверка сотрудников органов внутренних дел на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется кадровыми подразделениями по месту службы сотрудников, а также в образовательных учреждениях профессионального образования МВД России согласно учебно–тематическим планам и программам.

Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ[8] регулирует организацию специального профессионального обучения сотрудников. Лица, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава, проходят специальное профессиональное обучение (п. 22 Наставления). Вместе с тем, следует отметить, согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ «О полиции», лица, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку.

Специальное профессиональное обучение рядового и начальствующего состава осуществляется в центрах профессиональной подготовки, а также в образовательных учреждениях МВД России по очной и заочной формам.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательном учреждении МВД России, считаются прошедшими специальное профессиональное обучение.

Руководитель комплектующего органа внутренних дел на основании результатов обучения по месту службы и специального профессионального обучения принимает решение о допуске сотрудника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, о чем делается запись в Свидетельстве о специальном профессиональном обучении и в установленном порядке закрепляет за ним табельное оружие (п. 54 Наставления).

Положенные по табелю вооружение и боеприпасы выдаются в подразделения в комплекте и закрепляются за сотрудниками на основании приказа руководителя органа внутренних дел, учреждения, подразделения[9].

Выдача оружия сотрудникам может быть произведена после проверки знаний материальной части, правил хранения, обращения и применения оружия и отработки упражнения в соответствии с требованиями Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел РФ, с обязательным принятием зачета. Выдача и закрепление вооружения и боеприпасов за сотрудниками в подразделении производится специалистом по вооружению. Основанием для закрепления оружия и боеприпасов за сотрудниками является выписка из приказа о назначении на должность и рапорт, поданный в установленном порядке.

Огнестрельное оружие, как правило, хранится в дежурной части органа внутренних дел и выдается сотрудникам полиции для несения службы или выполнения оперативно–служебных задач по карточке–заместителю под роспись в книге учета и выдачи оружия, боеприпасов и специальных средств. После окончания несения службы огнестрельное оружие сдается на хранение в дежурную часть органа внутренних дел.

Специальные средства, за исключением световых и акустических, а также средств разрушения преград, вправе получать для несения службы и применять сотрудник полиции, назначенный на должность и допущенный к самостоятельному несению службы после успешного прохождения им специальной подготовки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Нарушение сотрудниками полиции правил хранения и ношения табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств в зависимости от последствий влечет дисциплинарную или уголовную ответственность. В частности, за небрежное хранение сотрудником полиции табельного боевого ручного стрелкового оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая тяжкие последствия), поскольку любой сотрудник в силу примечания к ст. 285 УК РФ является должностным лицом, а надлежащее хранение табельного боевого ручного стрелкового оружия входит в круг его служебных обязанностей.

Полагаем, что при существующем порядке организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и отсутствии чётких правил прохождения сотрудником полиции проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, применение положения ч. 7 ст. 18 Закона «О полиции» об аттестации сотрудников, не прошедших такую проверку, «на предмет соответствия замещаемой должности» будет проблематичным. Периодичность такой проверки и ее содержание на нормативном правовом уровне не регламентировано.

В связи с этим предлагается дополнить Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации разделом, устанавливающим порядок оценки профессиональной пригодности сотрудников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Таким образом, особенность правового регулирования применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия состоит в том, что действующее законодательство обязывает сотрудников полиции при их применении прежде всего строго соблюдать специальные (административно–правовые) нормы, устанавливающие условия, основания и порядок их применения, а также неукоснительно руководствоваться положениями уголовного законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости, определяющими общие условия и пределы правомерного причинения вреда объектам уголовно–правовой охраны.

Согласно ч. 2. ст. 27 Закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Для выполнения данных служебных обязанностей сотрудник полиции может использовать права полиции, предусмотренные Законом «О полиции», в том числе и право на применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы. Следовательно, сотрудник полиции, какие бы служебные обязанности не выполнял, находился бы в свободное от службы время, в случае своего вмешательства в те или иные девиантные правоотношения вправе прибегнуть к применению огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы на всей территории Российской Федерации.

В отличие от других граждан, которые вправе решать, воспользоваться ли им правом на необходимую оборону, крайнюю необходимость или на задержание преступника, или нет, сотрудник полиции не имеет права уклоняться от действий, направленных на пресечение общественно опасных деяний, в том числе и с применением огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы. В противном случае он будет нести ответственность за халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в уголовном порядке (ст. 293 УК РФ), либо в дисциплинарном, если нарушение законных прав и интересов не существенное.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции закреплен в ст. 19 Закона «О полиции». Следует отметить, что из названия этой статьи не следует, что здесь не идет речь и об условиях и пределах такого применения, хотя они содержательно наличествуют в названной статье, как и в иных статьях Закона, регламентирующих порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Общие условия правомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выступают в качестве обстоятельств, от которых зависит правомерность применения указанных мер, которые закреплены в Законе «О полиции» в виде обязательных требований и правил, которые должны соблюдаться при реализации данных мер административного принуждения.

Порядок применения физической силы и специальных средств, применения (использования) огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к указанным средствам принудительного воздействия. Он состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника полиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения специальных мер административного пресечения.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия[10].

Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19 Закона «О полиции»). Данное положение, по мнению автора, противоречит законодательству об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

Причинение смерти или вреда здоровью при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не является самоцелью. Целями их применения является либо пресечение преступного поведения лица, либо его задержание. Следовательно, вред, причиняемый правонарушителю, должен ограничиваться достаточностью для выполнения поставленных целей.

Однако, учитывая то, что в экстремальных ситуациях очень сложно точно определить меру достаточности причиненного ущерба, законодатель не ставит вопрос о безусловной обязанности сотрудника полиции причинить наименьший ущерб правонарушителю, а обязывает сотрудника лишь стремиться к этому. Поэтому сотрудник полиции и не будет нести ответственность за то, например, если он при задержании преступника целился по его ногам, а попал в жизненно важное место и убил его.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок (ч. 4 ст. ст. 19 Закона «О полиции»). Первая помощь, на наш взгляд, выражается в перемещении пострадавшего в безопасное место (при необходимости), остановке кровотечения и вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение.

Необходимо помнить, что при оказании первой доврачебной помощи правонарушителю сотрудник полиции должен соблюдать меры личной предосторожности. С этой целью необходимо отбросить от пострадавшего оружие и другие предметы, которые он может использовать для внезапного нападения на сотрудника, а также осмотреть его одежду и находящиеся при нем вещи с тем, чтобы изъять оружие и предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.

О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина (ч. 5 ст. ст. 19 Закона «О полиции»). Полагаем, что такое уведомление вправе осуществить дежурный по ОВД, начальник ОВД (полиции), командир строевого подразделения, начальник службы.

О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов (ч. 6 ст. ст. 19 Закона «О полиции»). Уведомление прокурора осуществляется, как правило, начальником ОВД или дежурным по органу внутренних дел, т.к. именно прокуратура будет делать вывод о правомерности либо неправомерности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть (ч. 7 ст. ст. 19 Закона «О полиции»).

В этих целях после оказания доврачебной помощи пострадавшему (при необходимости) сотрудник полиции обязан:

– зафиксировать точное время применения огнестрельного оружия;

– в кратчайшее время сообщить о происшедшем в орган внутренних дел;

– немедленно удалить всех граждан на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства;

– при необходимости с помощью граждан и с использованием подсобных материалов (веревки, доски, проволоки и т. д.), оцепить место происшествия;

– обозначить свои следы, а так же следы пострадавшего, правонарушителя, оставленные на месте преступления, пули, гильзы видимыми указателями или знаками, например, вешками;

– принять меры к выявлению очевидцев и свидетелей происшествия;

– отметить место и позу раненого, положение его рук, головы, ног с помощью мела или угля, в случае отправки его в лечебное учреждение;

– записать номер бригады скорой помощи либо фамилию сопровождающего раненого;

– в случае угрозы уничтожения следов принять меры к их сохранению;

– по прибытии оперативно–следственной группы доложить о происшедшем старшему группы и в дальнейшем действовать по его указанию.

Необходимо помнить, что стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чистится, не разряжается, а лишь ставится на предохранитель.

На месте происшествия запрещается курить, бросать какие–либо предметы, вести не относящиеся к делу разговоры, отвечать на вопросы посторонних лиц.

О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт (ч. 8 ст. ст. 19 Закона «О полиции»).

В рапорте сотрудник полиции указывает: время, место применения огнестрельного оружия, имеющиеся сведения о лицах, против которых оно применялась, обстоятельства применения, о свидетелях и очевидцах происшествия, количестве израсходованных патронов, в том числе о количестве предупредительных выстрелов, а так же сведения о принятых мерах по оказанию первой помощи.

В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

[1] Каплунов А.И., Милюков С.Ф., Уткин Н.И. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел : учебное пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. – С. 3.

[2] Сильников А.М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2011. – С. 7.

[3] Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения : автореф. дис. … канд. юрид наук. - Томск, 1998. – С. 15.

[4] См.: Козак В.Н. Вопросы теории и практики крайней необходимости. - Саратов, 1981. - С. 87.

[5] Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Правомерность действий сотрудников органов внутренних дел и граждан при необходимой обороне и задержании преступника. - Брянск, 1988. С.43-47.

[6] Сильников А.М. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения : автореф. дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2011. – С. 23.

[7] Сильников А.М. – Указ. раб. – С. 26.

[8] Приложение к Приказу МВД России от 29 июня 2009 г. № 490.

[9] П. 47 Приказа МВД от 12 января 2009 г. № 13 «Об организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации».

[10] Применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие без предупреждения можно, исходя из смысла закона, например, при внезапном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, при освобождении заложников, а также при побеге из транспортных средств во время их движения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!