Правовые основы местного самоуправления

17 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Правовая база местного самоуправления (МСУ) - система законодательных и иных нормативных актов, на основании которых функционирует МСУ, продолжает формироваться и совершенствоваться. В системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль права - муниципальное право, направленное на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования местного самоуправления.
Правовую основу современного местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Каждый уровень публичной власти - федеральный, региональный, местный - обладают законодательно определёнными полномочиями в сфере правового регулирования МСУ. Принятые на каждом из названных уровней правовые акты в сфере муниципального права являются источниками современного российского муниципального права.
Теория права обычно выделяет материальные и юридические источники права.
Материальными источниками права признаются реально ело-
жившиеся общественные отношения, а также общественные потребности, обусловившие появление местного самоуправления и, соответственно, муниципального права. Юридические источники - это внешние формы выражения норм права - нормативные правовые акты.
Современная система правового обеспечения МСУ складывается из источников права различных уровней.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием на референдуме в декабре 1993 года, является Основным законом России и устанавливает основные принципы МСУ. Местному самоуправлению посвящена отдельная глава Конституции РФ - Глава 8, а также ряд других положений Основного закона. Базовой является ст. 12 Конституции, определяющая важнейший принцип организации российского местного самоуправления о том, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, согласно ст.72 установление общих принципов МСУ является предметом совместного ведения РФ и её субъектов, что на практике выражается в регулировании МСУ как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Особое место в системе источников муниципального права занимает Европейская хартия местного самоуправления 1985 г, ратифицированная РФ в 1998 г. В силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ она является международным договором, имеющим приоритет над внутренними законами. Подписание и ратификация Хартии было обязательным условием вступления России в Совет Европы.
Центральное место среди федеральных законов, регулирующих вопросы МСУ, занимает Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003г. (в дальнейшем Ф3-№131) По существу он является специальным законом в правовом регулировании МСУ в России. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Федеральным законом, допускается не иначе, как путем внесения в него изменений и дополнений. Необходимо помнить также, что существует ряд законов, так или иначе затрагивающих МСУ. Среди них: 1) законы бюджетно-финансовой сферы: Налоговый и Бюджетный кодексы в части, касающейся местных бюджетов, местных налогов и сборов; 2) законы в сфере гражданско-правовых отношений: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях», Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»; 3) законы в сфере природопользования: Земельный и Водный кодексы, Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»; другие законы, как непосредственно регулирующие вопросы МСУ (например. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации»), так и затрагивающие права муниципальных образований (МО) в той или иной сфере.
В числе нормативно-правовых актов федерального уровня также Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты Конституционного суда РФ.
В рамках закреплённых за ними полномочий, субъекты РФ также осуществляют собственное правовое регулирование организации МСУ на своей территории. Конституции (уставы) субъектов РФ, как правило, содержат общие положения, посвященные МСУ.
Ф3-№131 значительно сузил сферу правового регулирования МСУ на региональном уровне. Согласно требованиям федерального законодательства, на региональном уровне законом субъекта РФ регулируются вопросы:
-  ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов;
-  установление и изменение границ территорий муниципальных образований;
преобразование муниципальных образований, в том числе наделение городского поселения статусом городского округа;
-  наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ;
- порядок подготовки и проведения местного референдума;
-  виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов;
-  порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления, административная ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы МСУ;
-  наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования);
-  распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющих данные дотации дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений;
- образование районных фондов финансовой поддержки поселений;
- районные фонды финансовой поддержки поселений и порядок предоставления дотаций из них;
-  порядок расчёта нормативов отчислений, дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов;
-   образование региональных  фондов  поддержки  финансовой поддержки муниципальных районов и порядок предоставления дотаций из них;
-  образование фонда софинансирования социальных расходов в целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ, целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий и др.
При этом субъект Федерации вправе издать один закон, регулирующий вопросы жизнедеятельности МСУ на своей территории, либо несколько законов субъекта РФ, регулирующих отдельные вопросы МСУ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!