Правовые основы функционирования журналистики

14 мая 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Российское и зарубежное законодательство о прессе и других средствах массовой информации

Рассмотрим основные правовые «номинанты»,  регулирующие правовой статус СМИ как в нашей стране, та и за рубежом.
1. Конституция страны. Как и везде, Россия гарантирует свободу выражения мнений (подобной явной гарантии, однако, нет лишь в Великобритании) .
2. Общенациональный закон о СМИ кроме России принят только в Австрии и Швеции. В Германии — подобные нормы принимаются на уровне Земель, во Франции о СМИ говорится только в разных кодексах, семь стран (Австралия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Великобритания, США) отдельного закона о печати не имеют и мало (или вообще не имеют) законов, которые применяются к прессе.
3. Регистрационный принцип утверждения средств массовой информации принят всеми странами. Некоторые особенности: во Франции декларация регистрируется в канцелярии прокурора, а в Австралии и Австрии редакция обязана в каждом номере публиковать имена и адреса издателей и работников типографии.
4. Право собственности. Во Франции и Германии приняты жесткие законы, запрещающие сделки, ведущие к концентрации печати; в Австралии, Канаде, Норвегии, Великобритании и США существуют ограничения на одновременное владение разными видами СМИ. Во Франции запрещено иностранцам приобретать более 20 процентов акций предприятия СМИ. В России подобных запретов и ограничений нет.
5. Право на ответ и (или) опровержение. В Австралии, Канаде, Англии — нет права на опровержение или исправление, а Верховный суд США признал неконституционными законы, которые требуют права на ответ. В России право на ответ гарантировано статьей 46 Закона «О средствах массовой информации», реализация ее экономит время конфликтующих сторон, сокращает срок от публикации до опровержения, избавляет от судебных расходов, снижает нагрузку на судебные органы; но, если ответ опубликован, в суд нельзя обращаться за материальной компенсацией, кроме того, суд учитывает и то, что человек уклоняется от внесудебного удовлетворения притязаний и обращается сразу в суд.
6. Наказание за клевету. Во Франции, Германии и Швеции дела о клевете рассматриваются как гражданское и уголовное правонарушения одновременно, одним составом судей — в уголовном процессе штраф идет в пользу государства, в гражданском — в пользу потерпевшего. В Германии, Англии, Франции и Австрии истец обязан доказать ложность утверждений, а в Норвегии — ответчик. В Швеции к ответственности привлекается только редактор, а в Англии преследуются даже распространители газеты.
7. Доступ к парламентским заседаниям гарантирован в Австрии, Германии, Швеции. В России при Государственной думе в 1998 году было аккредитовано 535 парламентских корреспондентов, 157 спецкоров, 435 человек технического персонала электронных СМИ, 22 информационных агентства, 12 телерадиовещательных компаний, 94 газеты, 48 журналов. Кроме того, аккредитация иностранных журналистов шла по линии МИДа.
8. Ограничение политической рекламы: политическая реклама, кроме предвыборной, ограничена в Германии и Испании, а во Франции и Англии, наоборот, ограничена предвыборная (более того, во Франции за 3 месяца до выборов запрещена любая платная политическая реклама, а бесплатная ограничена). Российский закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу.
Базой в системе права в России, как и в других странах, является Конституция (Основной закон) страны, гарантирующая свободу мысли и слова, запрет на цензуру (ст. 29), идеологический плюрализм (ст. 13), беспрепятственное движение информации. На основе статей Конституции строятся положения специального, отраслевого законодательства. Так, пункт 5 ее 29-ой статьи «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» стал основой статьи 3 «Недопустимость цензуры» Закона «О средствах массовой информации».
Конституция — документ прямого действия, то есть ее положениями можно непосредственно руководствоваться при организации информационного обмена и разрешении споров. Однако по своей природе она не должна содержать развернутого толкования каждого принципа и нормы права и формулирует их в обобщенном виде. Детализация и развитие положений Конституции даются в специальном законодательстве (которое, конечно же, не противоречит ей, как и все прочие нормативные документы).
Центральное место в законодательстве о СМИ занимает Закон РФ «О средствах массовой информации». Справедливости ради надо сказать, что это не первый в отечественной истории документ, подробно регламентирующий и регулирующий массово-информационную деятельность. В данной связи историки обращают внимание на Указ Петра I об издании газеты «Ведомости», на детально разработанное цензурное законодательство в царской России, на Декрет о печати, подписанный В. И. Лениным, и более поздние нормативные акты. Однако непосредственным предшественником нынешнего Закона стал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый в 1990 г. Уже в нем было отражено большинство связей и отношений, возникающих у прессы. Закон РФ «О средствах массовой информации» защищает редакции от принудительного воздействия извне и вмешательства в производственный процесс, описывает механизмы взаимодействия редакций с государством, учредителями и издателями, источниками информации и гражданами, гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества и предоставляет ему личную независимость в творческом и гражданском отношениях, формулирует права и обязанности журналиста. По дружному приданию специалистов, документ выдержал проверку временем. Примечательно, что участники научно-практической конференции, посвященной пятой годовщине с момента его принятия, решили обратиться к Государственной думе с меморандумом о необходимости сохранить его без изменений и соблюдать. Тем самым фактически они пришли к выводу, что Закон создает требуемые условия для эффективной журналистской деятельности. Впрочем, некоторые дополнения к тексту уже были сделаны в 1995 г., и, вероятно, появятся новые уточнения, подсказанные опытом работы с ним.
Закон выдержал и иную, еще более внушительную нагрузку — уже в качестве опорного элемента сложной конструкции правовых актов и положений. За годы его действия эта конструкция постоянно наращивалась благодаря разработке дополнительных документов, касающихся отдельных сторон жизнедеятельности прессы. Сегодня сложилось целое семейство законов о прессе — не идеально полное по составу и внутренним взаимосвязям, не отвечающее пока еще критериям системности, но все же гораздо надежнее обеспечивающее потребности и общества, и самой журналистики, чем это было короткое время тому назад.

2. Правовые регуляторы функционирования СМИ

.
В декабре 1991 г. был принят Закон РФ «О средствах массовой информации». Отныне как главный нормативный документ в российской журналистике он формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, гражданами, источниками информации и т.д. Закон был тогда единственным нормативным актом для работников СМИ страны. Но статья пятая этого документа предусматривает возможность укрепления законодательной базы.
По подсчетам юристов, порядка 30 законов прямо или косвенно регулируют деятельность журналистов или СМИ, а если учесть подзаконные акты, то цифра как минимум удвоится. Назовем самые заметные среди законов: «О государственной тайне» (1993), «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О рекламе» (1995), новые Гражданский и Уголовный кодексы и др. Для экспертов стало почти обязательным правилом обращать внимание на то, что всевозможные нормативные акты входят в противоречие с Законом «О средствах массовой информации», иногда называется даже количество таких расхождений — более 160.
Так, например, по Закону редакция вправе отказать в опровержении недостоверной и порочащей честь и достоинство гражданина публикации, если заявление от него поступило в редакцию через год после публикации (ст. 45), но по Гражданскому кодексу (по состоянию на 1 января 1998 г.) общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Кодекса), а, согласно статьи 208, и вовсе не  распространяется на требования о защите личных неимущественных прав  (это принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага — достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность личной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства и т.д.). Статьи 41 и 49 Закона обязывает редакцию и журналиста сохранять в тайне полученную информацию и ее источник, но несут при  этом уголовную ответственность по статье 308 Уголовного кодекса (отказ свидетеля от дачи показаний). Поэтому на стадии предварительного, милицейского, расследования редакция еще может ссылаться на журналистский Закон, но он умолкает и в действие вступает Уголовно-процессуальный кодекс, как только прокуратура заводит уголовное дело и ей нужны имена и адреса тех источников информации, тайну которых соблюдает редакция.
Это — реальная проблема, требующая оперативного разрешения. Однако неоспорим и тот факт, что постепенно формируется практика согласования различных законоположений, без чего невозможно добиваться реализации каждого из них. Отдельные нормы, которые лаконично представлены в Законе «О средствах массовой информации», получают подробное толкование в специальных правовых актах. Так, короткое упоминание об обязанности СМИ направлять бесплатные экземпляры изданий в библиотеки и другие хранилища как бы развертывается в Законе «Об обязательных экземплярах документов». Статья 42 («Авторские произведения и письма») подкрепляется действием многостраничного Закона «Об авторском праве и смежных правах» и т, д.
В нормативную базу СМИ входят также подзаконные акты органов исполнительной власти на общероссийском уровне: указы, правительственные постановления, приказы министерств и др.; на региональном уровне: законодательство субъектов Федерации (региональное законодательство) и подзаконные акты органов власти; на уровне городов и поселков: акты органов местного самоуправления и административные приказы и распоряжения в организациях (например, правила внутреннего трудового распорядка в редакции).
Рассмотрим примеры действия указов Президента и постановлений федерального Правительства. Будучи решениями более оперативными, чем законы, они способны временно закрыть бреши в правотворчестве и тем самым удовлетворить насущные потребности в регулировании массово-информационного производства. Так, в отсутствие законодательства о рекламе Президент издал указ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Указ сыграл роль временного регулятора и позволил апробировать на практике центральные положения, термины и нормы, которые в дальнейшем вошли в Закон «О рекламе». Другой случай: существует проблема безответственного отношения редакций к потребителям их продукции. Анонсируя в ходе подписки определенную программу издания и периодичность выхода в свет (то есть объявляя условия договора о купле-продаже), некоторые СМИ затем меняют и свою содержательную направленность, и сроки доставки продукции, и даже название (наименование товара). В законодательстве о СМИ этот вопрос отражен неполно, но в 1995 г. Правительство РФ утвердило Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, согласно которым подписчик имеет право предъявить редакции иск, если нарушены его покупательские права.
Закон «О средствах массовой информации» относит к законодательству о СМИ правовые акты, издаваемые республиками в составе России (ст. 5). На практике многие субъекты Федерации — не только республики, но и области — разрабатывают и вводят в действие собственные нормативные документы, в статусе закона или постановления органа исполнительной власти. На материальном положении СМИ благотворно сказывается их экономическая поддержка со стороны региональных властей. Во многих республиках и областях приняты решения о льготах для прессы — например, в виде сокращения арендной платы (в том числе в Петербурге) и налогов, поступающих в региональный бюджет. Этот порядок не противоречит духу и букве российских законов. С другой стороны, как показывают наблюдения, отнюдь не редкостью является расхождение регионального законодательства с федеральным. Известны типичные «болевые точки» в их взаимоотношениях. Так, региональные власти (не все, конечно) тяготеют к усилению своего контроля за деятельностью СМИ — особенно телевидения, ограничению возможности для критики местных правящих элит, произвольному и дилетантскому определению понятий, которые еще не получили глубокой теоретико-правовой интерпретации на общегосударственном уровне — в этом плане больше всего «повезло» информации эротического характера. Федеральные органы правового надзора выявляют такие факты и добиваются их устранения. Но это долгая процедура, у практикующих журналистов обычно нет возможности дожидаться исхода споров центра и провинции по поводу распределения компетенции. Неотлаженность взаимоотношений между субъектами власти препятствует выполнению вполне конкретных редакционных планов и заданий. Значит, есть потребность в специальной службе, которая бы оперативно находила ошибки и корректировала их властными средствами.

3. Правовые аспекты информационной деятельности журналиста
Несмотря на то, что в принципиальном плане журналисты обладают тем же объемом правомочий, что и «рядовые» граждане, в законодательстве содержатся специальные нормы, обеспечивающие информационную деятельность СМИ. Обстоятельства и каналы сбора фактов для прессы многообразны и конкретны, столь же специфичны и виды отношений, в которые вступает работающий журналист, и законодатель предусматривает нормативные толкования стандартных ситуаций. Общегражданских положений о праве искать информацию для регулирования репортерской практики недостаточно.
Рассмотрим конкретно возможности Журналиста в части допуска к информации.
Согласно Закону «О средствах массовой информации», он имеет право:
— посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы. Одним из механизмов осуществления этого права является аккредитация журналиста при названных организациях. Аккредитованный представитель СМИ получает дополнительные гарантии допуска к информации: его предварительно извещают о заседаниях и других мероприятиях, обеспечивают стенограммами и иными документами, ему создают благоприятные условия для производства записи;
— быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации. Заметим, что под запросом совсем не обязательно имеется в виду письменное обращение редакции — достаточно устного заявления корреспондента о том, что ему, например, необходимо получить те или иные разъяснения от руководителя предприятия или государственного чиновника. Правда, закон не налагает на должностное лицо встречное обязательство — принять журналиста по его запросу;
— получать доступ к документам и материалам (за исключением сведений, относящихся к разряду тайн);
— копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы (за оговоренными в законодательстве исключениями);
— производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (опять-таки за рядом исключений);
--- посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение;
— присутствовать на митингах и демонстрациях. Данное право сопровождается рядом существенных ограничений, в частности связанных с секретностью действий специальных служб и мерами по сохранению общественной безопасности;
— проверять достоверность сообщаемой ему информации. Это право трудно представить себе как самостоятельную норму — его реализация всегда обусловлена допуском к документам, присутствием на заседаниях, возможностью побеседовать с должностным лицом и т. п.
В выборе источников информации и методов работы с ними переплетается множество факторов — как объективных (правовые нормы), так и субъективно-личностных (отношение к нормам права и этики). По наблюдениям ученых, сказываются и различия репортерских школ, традиций, сложившихся в той или иной стране.
В редакционной практике чаще всего приходится соприкасаться с такой стороной темы, как доступность корреспондентам различных тайн и секретов.
Список тайн и секретов велик, а ситуации обращения к ним непредсказуемо разнообразны — отсюда объективная сложность. Но есть общие нормы, ясно изложенные в законодательстве, и они помогают выбрать безошибочную линию поведения в каждом единичном случае.
Есть несколько правил-рекомендаций для журналиста, работающего с информацией ограниченного использования. Номенклатура тайн исчерпывающе представлена в нормативных документах, и не следует соглашаться с какими-либо «новациями» должностных лиц по этой части. Далее, законодательство, как правило, детально описывает порядок отнесения сведений к охраняемой информации — значит, хранитель тайны обязан подтвердить, что он действует в соответствии с этим порядком. Наконец, информация неличного характера (государственная, коммерческая) может быть объявлена закрытой только на основании специального решения, зафиксированного документально. Журналист вправе требовать, чтобы ему предъявили это документальное основание.
Из всех видов закрытой информации в законодательстве наиболее полно представлена государственная тайна. На ее примере мы рассмотрим нормы обращения журналиста со сведениями ограниченного доступа. В Законе «О государственной тайне» дается определение информации этого рода — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Таким образом, информация должна обладать двумя коренными признаками — отражать определенные сферы деятельности (и никакие иные) и иметь отношение к национальной безопасности. Круг сведений, таким образом, вовсе не так широк, как может показаться на первый взгляд. Остающаяся неопределенность устраняется, когда Президент, по представлению специальной межведомственной комиссии, утверждает совершенно конкретный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечень доступен общественности и не может меняться в произвольном порядке.
Журналисту полезно знать, даже не заглядывая в Перечень, какие данные не подлежат засекречиванию. К ним, согласно Закону, отнесены следующие сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью населения, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Таким образом, государственная тайна — это не умозрительная категория, выдуманная для отпугивания газетчиков, а абсолютно точный список. Журналисты имеют право знакомиться с ним и обжаловать в суде попытки расширить его для защиты ведомственных интересов.
Специального внимания заслуживает допуск журналистов к такой информации и ответственность за ее разглашение. Реально говоря, подавляющее большинство корреспондентов вряд ли когда-нибудь получат к ней доступ, и появляющиеся в прессе разоблачительные отчеты из «государственных тайников» изрядно преувеличивают разведывательные успехи репортеров. Официальная процедура допуска сложна и многоэтапна, она предусматривает разрешение руководителя органа власти или режимного учреждения, а также согласие допущенных к тайне лиц на временное ограничение их прав. Вряд ли найдутся журналисты, которые согласятся, чтобы были ограничены их права на распространение полученной информации или на неприкосновенность частной жизни.
В совершенно ином ракурсе предстают ситуации, когда корреспондент волею обстоятельств (а не официально) стал обладателем закрытых сведений. Высказываются разные суждения об ответственности сотрудника прессы за их разглашение. Определяющей является норма Уголовного кодекса, согласно которой ответственность несут лица, которым государственная тайна была доверена или стала известна по службе или по работе. Все споры разворачиваются как раз вокруг этого параметра — ведь репортер тоже собирает сведения по служебной необходимости. Однако из контекста законодательства следует, что работа с государственной тайной не входит в круг должностных функций журналиста. Значит, он не нагружен ответственностью за ее разглашение.
По сравнению с государственной тайной сведения о частной жизни граждан образуют как бы другой полюс информационной безопасности. В юридической литературе используется термин «персональные данные». Закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает такое определение: «информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность». Закон запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей ряд тайн: личной, семейной, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, если на то нет согласия самого человека или решения суда. Предусматривается, что перечень персональных данных, собираемых государственными и иными организациями, должен быть закреплен на уровне федерального закона. Наконец, деятельность государственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и распространением персональных данных, подлежит лицензированию.
Этот массив сведений необычайно многолик и не поддается простому перечислению. Более того, существуют законы о различных областях деятельности, в которых вводятся специальные, профессиональные ограничения на использование информации личного характера. Например, Закон «О банках и банковской деятельности» закрывает посторонним лицам доступ к тайне частных вкладов и операций, Закон «О частной детективной и охранной деятельности» фактически запрещает негосударственным структурам скрытое проникновение в личную жизнь граждан, медицинское законодательство охраняет сведения о состоянии здоровья человека и его обращении к врачам и т. д. Таким образом, сохранение личных секретов становится мотивом для установления профессиональных тайн.
Сообщение информации о человеке без его ведома может быть истолковано как нарушение личных интересов, а за это, по гражданско-процессуальному. законодательству, установлена юридическая ответственность. По Гражданскому кодексу, задетый излишне любопытным корреспондентом человек имеет право ставить вопрос о возмещении ему морального вреда.
Персональные данные, частная жизнь, семейная тайна — все это явления, с которыми изо дня в день сталкивается каждый журналист, а не только, скажем, очеркист-моралист или репортер светской хроники. Привычка деликатного обращения с ними стала обязательным элементом профессиональной культуры. Надо считаться с тем, что агрессивная беспардонность прессы будет встречать все более жесткое сопротивление со стороны общественности и правоохранительных органов. И наоборот: судя по всему, общество не настроено столь же благосклонно по отношению к другому крупному разряду секретов — к коммерческой тайне. Как уже говорилось, специального закона о коммерческой тайне пока нет, и это отнюдь не упрощает работу СМИ. Тем не менее, установлены достаточно точные рамки, которые не позволяют засекречивать любую информацию производственно-экономического характера по личному желанию ее владельца.
Российское Правительство утвердило перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (к вопросу о законности закрытия доступа). К ним относятся: учредительные документы, устав и иные подобные документы фирмы, сведения о платежеспособности, заработной плате и условиях труда работников, о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, о размерах имущества и денежных средствах и др. Не могут быть предметом тайны документы об уплате налогов. Все это открытые для прессы (а также для других граждан) данные, которые предприятие обязано предоставить по редакционному запросу на информацию. Добавим, что если журналист познакомился с коммерческой тайной законным путем (например, через тот же запрос на информацию), он не несет ответственности за ее разглашение.
Можно сделать вывод о том, что эффективность труда журналиста требует специальных методических приемов — основанных на правовых нормах и одновременно позволяющих их реализовать.
4. Авторское право
Создавая, редактируя, компонуя произведения для СМИ, переводя их на другие языки, цитируя, работая над «перемонтажными» передачами и фильмами и т.д., журналист вступает в отношения, которые регулируются авторским правом. Оно возникает в связи с созданием, выпуском в свет или эфир, распространением или каким-либо иным использованием произведений различных областей творчества - публицистики, искусства, науки - независимо от того, выходят они отдельно или в составе номера, выпуска, программы, сборника и т.д.
В силу все более широких международных обменов информацией существует несколько межгосударственных документов, в том числе принятых ЮНЕСКО (Всемирная конвенция по авторским правам в редакциях 1952 и 1971 годов. Бернская конвенция 1988 года. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций и др.). В РФ действует Закон об авторском праве и смежных правах.
Авторское право распространяется на выраженные в объективной форме, т.е. зафиксированные на бумаге, кино-, фото-, видеопленке и другими способами, произведения, являющиеся результатами творческого труда независимо от назначения и достоинства, способа воспроизведения, а также от того, выпущены они в свет или нет. Авторское право не распространяется на официальные документы.
Согласно авторскому праву государство охраняет и неимущественные и имущественные права авторов произведений. При этом авторское право принадлежит как отдельным лицам, так и коллективам. Редакции газет, журналов, агентств, теле- и радиоорганизаций, создающие из отдельных произведений номера, выпуски, программы, пресс-релизы и т.п., имеют на эти издания и выпуски авторское право. Авторское право на произведение, созданное при выполнении служебного задания, принадлежит автору, хотя в этом случае работодатель вправе требовать обозначения на нем своего имени.
По международным нормам наличие авторских прав на произведение обозначается значком © - от первой буквы английского термина сорупдШ, свидетельствующего о резервировании права на воспроизведение.
Произведение считается созданным в соавторстве, когда-либо авторы создают отдельные части цельного произведения, либо все произведение является плодом их совместного труда. Литературная запись, литературная обработка, редактирование не являются авторством, хотя имя работника может быть обозначено на публикации, а его труд оплачен. В тех случаях, когда существует соглашение с литобработчиком и литзаписчиком, вносящими творческий вклад в произведение, возникают отношения соавторства. Автором является также создатель самостоятельного произведения, взявший другое произведение за основу (сценарий по книге, иллюстрации к изданию и т.д.). Автором является и журналист, проведший «круглый стол», интервью, обзор писем и т.п.
Авторское право не распространяется на тему, фактический материал, имена героев, концепцию произведения и его частей, хотя они и являются плодом творческих усилий. Поэтому иногда выдвигаются требования ввести авторское право репортера на сообщение об открытии и о впервые им описанном факте или событии.
Личные (неимущественные) права автора предполагают, что он как автор имеет право на обозначение своего имени при публикации, а также может выпустить произведение без указания имени (анонимно) или под вымышленным именем (псевдонимом). При этом подлинный автор должен быть известен редактору, который не имеет права раскрывать настоящее имя автора без его согласия, но обязан сделать это по решению суда (так как суд выносит решения только относительно реально существующих лиц). Автор располагает правом решать, как публиковать свое произведение. Для его издания и переиздания также требуется согласие автора. Автор имеет право на неприкосновенность произведения; сокращения, переработка, исправления без его согласия являются нарушением авторского права и могут повлечь по решению суда возмещение автору убытков.
Использование произведения (в том числе перевод на другой язык) возможно только с согласия автора, хотя допускается воспроизведение его в радиотелевизионной и газетной периодике (если не было специального авторского запрета), воспроизведение в единичных экземплярах в научных, учебных, просветительских целях (без извлечения прибыли), а также цитирование в других произведениях.
Неимущественное авторское право действует бессрочно.
Имущественное право заключается в возможности в обусловленных случаях получать авторское вознаграждение - гонорар. В качестве уголовного преступления рассматривается плагиат - намеренное воспроизведение полностью, значительных частей или основных положений чужого произведения под своим именем или под именем третьего лица.
Имущественные права действуют в течение жизни автора и на протяжении 50 лет после его смерти. Защита нарушенных прав осуществляется через суд, по решению которого может быть оглашено подлинное имя автора, запрещены сделанный с нарушением права выпуск в свет или распространение произведения, внесены исправления в соответствии с авторской волей, произведены другие действия, включая возмещение автору или его наследникам убытков за незаконное использование произведения.

5. Направление совершенствования  законодательной базы СМИ

Благодаря отечественному и мировому опыту определились тенденции дальнейшего развития системы права СМИ. Она будет становиться все более гармоничной и внутренне целостной и все полнее будет охватывать различные стороны  журналистской деятельности. Надо полагать, в недалеком будущем право пронизает весь процесс сбора, обработки и распространения информации и отношения, которые складываются по этому поводу. Выдвижение законодательства на первый план в сфере СМИ — явление не российское, а общечеловеческое. В самом деле, хотя за рубежом есть примеры более чем столетнего существования стабильных законов о печати, регулярное внимание к праву СМИ в разных странах  стало проявляться с середины 60-х годов XX века. Причиной тому послужил новый скачок развития цивилизации — создание информационного общества. «Отгородиться» от преобразования мира по модели информационного общества — задача непосильная, да и неразумная в самой своей постановке. Зрелая система права СМИ создает базу для упорядочения организации, условий, критериев оценки журналистской деятельности, и такая среда для настоящих профессионалов гораздо понятнее, комфортнее и безопаснее, чем обстановка хаоса и дикой конкуренции.
К этому выводу приходят в государствах, которые, как и Россия, сравнительно недавно стали на путь правового обуздания первобытной свободы информации. Например, в Польше трансформация системы СМИ в период с 1989 г. прошла три фазы: «энтузиазма и принудительных изменений», «видимой стабилизации и фундаментальных перемен» и «сражения за рынок». Последняя стадия началась прохождением в парламенте закона о радио и телевидении. Введение лицензий создало правовую базу для обновления системы вещания и прежде всего для решения проблемы «пиратских» станций: их насчитывалось около 50 в радио- и 20 в телевизионном эфире, плюс 20 «подпольных» организаций католического радио. Они получили легальный статус и, стало быть, возможность открыто конкурировать в борьбе за внимание аудитории.
Еще одна магистральная тенденция связана с интернационализацией права СМИ, с укреплением позиций международно  признанных норм и стандартов. В этом убеждает и непрерывное увеличение международных договоров об информационном обмене, и их включение в национальное законодательство все более широкого круга государств, и рост числа инстанций, которые следят за реализацией таких соглашений. Только неправительственных организаций в сфере СМИ (союзов, ассоциаций, федераций всемирного и регионального масштаба) насчитывается более 50. В их функции, помимо прочего, обычно входит и контроль за соблюдением условий сотрудничества.
У этой тенденции есть как бы антипод (а по сути дела — диалектическое ее продолжение). Имеется в виду усиление национальной специфики законодательства о СМИ. И прессу, и ее правовой статус нельзя воспринимать вне социально-культурного контекста, в котором они существуют. Потребность в таком подходе к журналистскому праву более чем очевидна сегодня, когда стремление к вненациональной унификации культур встречает нарастающее сопротивление народов и этнических регионов мира. Исследователи коммуникаций скептически отзываются о жизнеспособности теории, согласно которой сфера ценностей (права человека, свободы, культура и демократия) на всем земном шаре организуется по универсальной схеме. Вера в универсальность западных ценностей представляет собой западную же идею, имеющую мало шансов на экспорт в другие культурные системы — например, в страны мусульманского или буддистского Востока. Сказанное справедливо и по отношению к информационному законодательству. В нем принципиально невозможны шаблонные решения для различных систем культуры и СМИ. Генеральная конференция ЮНЕСКО, интенсивно занимаясь в 80-е годы проблемами коммуникаций, записала тогда в своих резолюциях, что особое внимание следует уделять тем мероприятиям, которые «предусматривают необходимость различных решений проблем информации и коммуникации в зависимости от условий страны, социально-экономической системы и культурного окружения».
Вряд ли надо искать аргументы для доказательства очевидной истины: принципы, положенные в основу организации американской журналистики, совсем не автоматически переносятся на российскую действительность. Законодателю в нашей стране, помимо отечественных традиций отношения общества к прессе, надо принимать в расчет конкретную, пагубную для журналистики экономическую конъюнктуру. Именно так рассуждала Государственная дума, когда осенью 1998 г. продлила истекавший срок действия налоговых льгот по Закону «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». Кроме того, представители иных государств — например скандинавских — куда лояльнее отнеслись бы к государственной помощи прессе, ведь у них она существует как норма.
В Государственной Думе, журналистских коллективах ведутся оживленные дискуссии о необходимости замены или существенного обновления закона «О средствах массовой информации». Их участники предлагают целый ряд положений, которых нет в действующем Законе. Многие из них связаны с экономическими проблемами: нужны правовые гарантии экономической самостоятельности изданий, независимости от местных властей, влияющих на редакционную политику через механизм дотаций; положения о финансовой базе СМИ, об экономических основах права при приватизации зданий, земельного участка, о дифференцированных налоговых льготах. Что же касается организационных принципов работы СМИ, то необходимо четко установить, какое издание освобождается от регистрации, каков механизм закрытия СМИ. Многие предлагают ввести ответственность СМИ за ложную информацию, особенно если она чревата негативными последствиями; санкции к лицам, безосновательно затевающих по отношению к СМИ судебные тяжбы; установить статус неприкосновенности журналиста (подобно депутатской) и т.п.

(20.7 KiB, 37 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!