Правовой статус сотрудников органов внутренних дел и его основные элементы

23 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Под правовым статусом принято понимать систему адаптированных государством прав, свобод и обязанностей личности.

Правовой статус человека - это система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.

Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и обеспеченные государством. А обязанности, представляя собой также социальные возможности, выражают притязания государства к человеку и гражданину, его поведению[1].

Права и свободы личности есть материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами: социально-экономическими, духовными, политическими и личными благами.

Следует особо подчеркнуть, что сотрудник ОВД, являясь гражданином своего государства, также обладает правовым статусом личности в данном государстве, т.е. правовой статус личности - это характерный для всех и каждого гражданина правовой статус.

Вместе с тем у различных категорий граждан в государстве различные права и обязанности. Так, государственные служащие по своей роли в обществе отличаются от лиц, непосредственно занятых в сфере материального производства. Их труд направлен на практическое осуществление задач государства по укреплению законности и правопорядка в стране. Лица, которые состоят на государственной службе, наделяются определенными правами, полномочиями для выполнения возложенных на них обязанностей. К государственным слу­жащим относятся и сотрудники ОВД.

Их правовой статус определяется Конституцией РФ, законами и подза­конными актами, в т.ч. ведомственными нормативными документами.

Анализ Конституции РФ, законов и иных нормативных актов, регули­рующих деятельность персонала системы ОВД, позволяет выделить следующие основные элементы правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Во-первых; наличие должности в органах внутренних дел Российской Федерации; во-вторых; государственно-властные полномочия, обусловленные занимаемой должностью; в-третьих; служебные права и обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; в-четвёртых; ответственность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» подразделяет должности государственной службы на три вида в зависимости от видов государственной службы. В каждом виде государственной службы должность имеет свои особенности.

Должности государственной гражданской службы создаются в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность, и утверждаются соответственно федеральным законом или указом Президента РФ либо законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Воинские должности являются первичной структурной единицей в государственной военной организации, включающей Вооруженные Силы, войска и воинские формирования, а также в федеральных органах исполнительной власти, где в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба.

Должности правоохранительной службы учреждаются в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из законодательного закрепления понятия должности государственной службы и применительно к органам внутренних дел можно выделить составляющие этого понятия. Должность в органах внутренних дел:

  • является их структурной единицей;
  • учреждается в установленном законодательством порядке;

3) наделяет государственно-властными полномочиями сотрудника органов внутренних дел, а также его обязанностями и правами;

4) включает денежное содержание, устанавливаемое Правительством Российской Федерации.

Каждая должность в органах внутренних дел образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами федеральных органов государственной власти определяется ее место в служебной иерархии, название, а также порядок замещения.

Система должностей в органах внутренних дел включает в себя должности рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Такая систематизация основана на ранжировании специальных званий.

Кроме должностного положения, сотрудники органов внутренних дел имеют специальные звания, которые, в отличие от должностей, не являются элементами структуры органа, а присваиваются по должности персонально. Существует связь между должностями, с одной стороны, и специальными званиями − с другой, но связь эта не абсолютная, так как иногда лицо, имеющее более низкое специальное звание, но занимающее вышестоящую должность, является начальником лица, имеющего более высокое звание, но занимающего нижестоящую должность. Кроме того, специальные звания сотрудников органов внутренних дел, в отличие от должности, являются пожизненными, а при прекращении службы к имеющемуся званию добавляются слова «в отставке».

Другим определяющим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются государственно-властные полномочия, обусловленные занимаемой должностью. Осуществление сотрудниками органов внутренних дел правоохранительных функций невозможно без наделения их государственно-властными полномочиями. Сотрудники уполномочены государством от его имени разрешать в пределах своей компетенции возникающие вопросы и ситуации. Их властные полномочия характеризуются совокупностью следующих признаков:

а) право давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к ним в непосредственном подчинении;

б) выступать от имени государственного органа, в котором они проходят службу, и государства в целом, которое предоставило им властные полномочия;

в) в необходимых случаях имеют право применять меры государственного принуждения.

В то же время, учитывая неодинаковую направленность полномочий, различие в объеме власти и характере мер государственного принуждения, сотрудники органов внутренних дел могут наделяться властными полномочиями как в отношении лиц, не связанных с ними по службе, так и в отношении лиц и подразделений, находящихся у них в подчинении.

Нетрудно заметить, что в обоих случаях сотрудники выступают как представители власти. Имеется ряд официальных толкований термина «представитель власти». Одно из них присутствует в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[2] . В частности, в нем определено, что к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, работники органов МВД России).

Несколько иное, но все же близкое по смыслу, толкование термину «представитель власти» можно увидеть в примечании к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации: «Представителем власти ... признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц и организаций, не находящихся от него в служебной зависимости».

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН 17 декабря 1979 года, в общих чертах раскрывает содержание понятия представителя власти. Так, к данной категории он относит:

  • лиц, назначаемых или избираемых на государственные должности;
  • лиц, в функции которых входят обязанности по применению норм права в отношении неопределенного круга лиц;
  • лиц, обладающих полицейскими полномочиями, т. е. такими, которые дают право в процессе охраны общественного порядка проводить задержание правонарушителей, применять силу и огнестрельное оружие;

4) лиц, которые по закону могут быть допущены к выполнению функций представителей власти с наделением их соответствующими полномочиями.

Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел напрямую не отнесены законодательством к представителям власти, хотя их принадлежность к данной категории ни у кого не вызывает сомнения. Такой вывод напрашивается из того, что, к примеру, сотрудники полиции наделены соответствующими полицейскими полномочиями и правом применения мер непосредственного государственного принуждения. Так, представителем власти является не только начальник органа внутренних дел (полиции), но и постовой милиционер, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями и правом давать указания, связанные с обеспечением общественного порядка, которые носят общеобязательный характер. Такие полномочия выражаются через наделение сотрудников органов внутренних дел правом на совершение действий, связанных с ограничением прав граждан: это доставление в органы внутренних дел, задержание административного или уголовно-процессуального характера и т. п., которые они могут совершать при определенных условиях. Существенным является и право сотрудников применять к лицам, не выполняющим требования закона, такой арсенал средств принуждения, как физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел выходит за пределы того государственного органа, в котором они проходят свою службу, а их законные требования в пределах определенного круга государственно-властных полномочий обязательны для всех лиц и организаций. Аналогичными полномочиями наделены не только сотрудники органов внутренних дел. В равной мере это относится и к служащим многих других федеральных органов, выполняющим правоохранительные функции (внутренние войска МВД России, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная таможенная служба и др.).

Таким образом, основными чертами правового статуса сотрудника органов внутренних дел как представителя власти являются, во-первых, направленность его государственно-властных полномочий за пределы органа внутренних дел; во-вторых, наделение его полномочиями по применению мер государственного принуждения; в-третьих, реализация полномочий в территориальном отдалении от конкретного органа внутренних дел, в котором он осуществляет свою деятельность.

Государственно-властные полномочия предоставляются сотруднику органов внутренних дел для качественного исполнения обязанностей. Это третий элемент его правового статуса. Государственно-властные полномочия и обязанности тесно переплетаются друг с другом. Так, полномочия, которыми обладает сотрудник, представляют собой вид и меру должного поведения, обязанность поступать соответствующим образом.

В то же время обязанности являются самостоятельным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел и характеризуют сущность его государственно-служебной деятельности. Их анализ позволяет говорить об общих (служебных) обязанностях, которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих, и конкретных (должностных) обязанностях, которые определяются должностными инструкциями и положениями. Поэтому в рамках данного элемента правового статуса сотрудника органов внутренних дел выделяют две группы обязанностей: служебные и должностные.

К служебным обязанностям сотрудника можно отнести, например: добросовестное их исполнение; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан; оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; принятие мер к спасению людей, по предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в их совершении. Это далеко не полный перечень служебных обязанностей, возлагаемых на сотрудников. Их круг сводится к обеспечению соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. Именно они характеризуют правовой статус сотрудников органов внутренних дел как представителей власти. Эти обязанности сотрудники выполняют на всей территории России, независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени.

Должностные обязанности, как было отмечено, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований и утверждаются руководителями органов внутренних дел и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, взаимодействие структурных подразделений, система связей между сотрудниками, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности. Должностные обязанности устанавливаются не персонально для каждого сотрудника, а определяются тем служебным местом, которое сотрудник занимает в организационной структуре органа внутренних дел.

Спектр должностных обязанностей сотрудников органов внутренних дел широк и обусловлен, в первую очередь, множеством самих должностей, а также наличием других факторов, к которым, с нашей точки зрения, следует относить: наименование должности; уровень компетенции органа, где учреждена эта должность; объем, специфику задач и функций, выполняемых органом или его структурным подразделением; район, в котором расположен орган внутренних дел; степень укомплектованности органа персоналом и т. п.

Четвертым элементом в структуре правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются права, сопровождающие его государственно-служебную деятельность. Права сотрудника означают определенную юридическую возможность поступать так или иначе. Права, а точнее, их соблюдение, создают условия защищенности как в правовой, так и в социальной сферах. В соответствии с Конституцией РФ сотрудники органов внутренних дел в полной мере пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для успешного осуществления деятельности им предоставляются соответствующие права.

Анализ законодательства, регламентирующего прохождение государственной службы в органах внутренних дел, позволяет говорить о двух группах прав сотрудников. Первую группу составляют права, способствующие непосредственному выполнению служебных и должностных обязанностей. Среди них, в первую очередь, выделяются следующие права:

  • на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
  • на получение информации, необходимой для исполнения служебных обязанностей;
  • на посещение организаций, независимо от форм собственности, если это необходимо для выполнения ими должностных обязанностей;
  • на принятие решений и участие в их подготовке;
    • на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

Ко второй группе относятся служебные права, опосредовано (косвенно) влияющие на выполнение служебных обязанностей, сопровождающие государственно-служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел. К ним относятся:

1) право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности;

  • право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания;
  • право на ознакомление с материалами своего личного дела;
  • право на переподготовку и повышение квалификации;
  • право на проведение по требованию сотрудника служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • право на объединение в профессиональные союзы;
  • право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел;
  • право на обращение в суд для разрешения споров, возникших в процессе государственной службы;
  • право на государственную защиту, также ряд других прав, установленных действующим законодательством.

Эти права являются общими для всех сотрудников органов внутренних дел. Они гарантированы российским законодательством о государственной службе, в том числе и законодательством о службе в органах внутренних дел.

Поступая на государственную службу, сотрудники добровольно принимают ряд учрежденных законодательством ограничений и запретов. Поэтому в рамках данного элемента правового статуса необходимо рассматривать ограничение их общегражданских прав, которые устанавливаются государством и призваны обеспечить эффективное функционирование государственной службы в органах внутренних дел по исполнению государственно-властных полномочий, препятствовать возможному злоупотреблению, создать необходимые условия для независимости государственно-служебной деятельности. Они действуют по отношению к сотруднику органов внутренних дел в течение всего времени пребывания его на службе.

Ограничения и запреты, связанные с прохождением правоохранительной службы в органах внутренних дел, необходимо рассматривать в четырех основных аспектах:

  • несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;
  • строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;
  • политическая нейтральность.

Последним элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел является ответственность. Ответственность − устойчивая основа всех элементов, образующих правовой статус сотрудника. Она служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать своеобразным способом контроля за деятельностью сотрудника.

Ответственность предстает взаимодействующим звеном между сотрудником и должностью правоохранительной службы с ее составляющими: полномочиями, обязанностями и правами. Так, превышение государственно-властных полномочий либо ненадлежащее выполнение обязанностей сотрудником квалифицируется как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление и, следовательно, влечет за собой юридическую ответственность.

Основным видом юридической ответственности сотрудников является дисциплинарная ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях, установленных в статье 38 Положения о службе в органах внутренних дел. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником органов внутренних дел возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел. В учебных заведениях МВД России, кроме перечисленных взысканий, применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения. Перечень этих взысканий является исчерпывающим, что означает недопустимость применения к ним каких-либо иных мер взыскания.

Основанием для дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т. е. нарушение правил, обязанностей службы, служебной дисциплины. Дисциплинарные взыскания применяются в порядке служебного подчинения, только определенным кругом руководителей органов внутренних дел, в пределах их компетенции и установленного перечня взысканий.

Основанием административной ответственности сотрудника органов внутренних дел является административное правонарушение. К административной ответственности привлекаются сотрудники за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Особенности административной ответственности сотрудников органов внутренних дел определены статьей 2.5 КоАП России.

Уголовная ответственность в отношении сотрудников органов внутренних дел наступает за совершение преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Сотрудники могут привлекаться и к материальной ответственности, которая, в отличие от других видов юридической ответственности, носит восстановительный характер. Она наступает за служебный проступок, причинивший вред имуществу органов внутренних дел, и выражается в возмещении виновным нанесенного ущерба. Материальная ответственность, как правило, бывает ограниченной: сотрудники, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего денежного довольствия. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Материальная ответственность сотрудника не исключает его дисциплинарной или уголовной ответственности.

Таковы основные нормы, составляющие правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Надо хорошо знать и твердо соблюдать все эти нормы. Они затрагивают практически все элементы правового института служебной деятельности сотрудников, приближая, таким образом, уровень правового регулирования данного вида государственной службы к принципам правового государства.

  • [1] См.: Румянцев О.Г., Додоков В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА – М, 1996. С. 238.

[2] См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!