Правовое регулирование вопросов гражданства. Регистрационный учет граждан РФ, иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В наибольшей мере гражданство традиционно связывается с проживанием лица в стране его будущего гражданства. Поскольку продолжительность проживания лица на территории России имеет значение для приобретения им гражданства. В Законе о гражданстве содержится определение понятия «проживание» как проживание на законном основании на территории Российской Федерации за ее пределами.

Понятие «проживание» является родовым по отношению к понятиям «место пребывания» и «место жительства», указанные в ст. 2 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (в ред. от 2 ноября 2004 г.)[1]

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное Учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиницам приют, дома маневренного фонда, специальный дом для одиноких; престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие),; а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве его собственника, по» договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с законом местом пребывания является место временного проживания, а местом жительства — место постоянного или преимущественного проживания. Временной фактор проживания служит критерием разграничения этих понятий.

Право на свободу передвижения предполагает свободу выбора места пребывания, каковым является любое место нахождения гражданина.

Поскольку гражданство каждого человека требует подтверждения соответствующим национальным документом, следует отметить, что особенностью российского административного права в части паспортного режима и учетно-регистрационных отношений является требование о наличии у лица регистрации (прописки) по месту пребывания и жительства.

В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.[2] граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться (устаревший термин «прописка» новое законодательство не употребляет[3]) по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации вводится в целях необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.[4], гражданам предписывается осуществлять регистрацию в случаях прибытия для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше десяти дней.

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях в ст. 178 была предусмотрена ответственность за проживание без паспорта или без прописки. В новом Кодексе Российской Федерации б административных правонарушениях, введенном в действие с 1 июля 2002 г. в ст. 19.15 также предусмотрена ответственность за проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда.

В соответствии с предметом международного права гражданство в первую очередь рассматривается как средство для разграничения распределения населения между различными государствами, указания на принадлежность индивида к тому или иному государству. Понимание гражданства как состояния характерно для внутригосударственного права, поскольку гражданство непосредственно служит основой правового положения личности в государстве. На наш взгляд, все приведенные подходы к определению понятия гражданства являются верными, так как отражают понимание различных аспектов гражданства. Множественность определений понятия гражданства не противоречит современной методологии науки, признающей возможность существования разносторонних определений объекта исследования, не сводя полученные результаты к единому определению.

Гражданство выполняет двойственную социально-юридическую функцию: с одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты государством прав своих граждан, а с другой -как средство и способ защиты прав и интересов государства и общества (народа, нации).

Ответственность государства перед гражданином выражается в том, что, провозглашая права и свободы, оно вместе с тем берет на себя юридическую обязанность гарантировать их, независимо от того, находится ли российский гражданин внутри государства или же за его пределами.

Ответственность гражданина перед государством проявляется прежде всего в обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации, ее законы, платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество и нести военную службу.

Поскольку право на гражданство и связанные с ним интересы как отдельной личности, так и государства реализуются в соответствующих организационных формах, то, следовательно, механизм регулирования вопросов гражданства связан с деятельностью системы определенных законом государственных, ведающих вопросами гражданства.

Система полномочных органов, ведающих делами о гражданстве, нашла свое правовое закрепление в п. «а» ст. 89 Конституции Российской Федерации, устанавливающей исключительные полномочия Президента Российской Федерации в решении вопросов гражданства, Законе о гражданстве Российской Федерации, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, принятыми в их исполнение подзаконными нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам гражданства Российской Федерации Президент издает указы, утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и содействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации. Кроме того, при наличии ряда оснований отклонения о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации Президент РФ вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Важные задачи в области гражданства возложены на образованную Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1318 Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, являющуюся совещательным и консультативным органом, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Основными задачами Комиссии являются:

  • информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по реализации полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию государственной политики в области гражданства, развитию института российского гражданства;
  • подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища, а также по разрешению возникающих в этой сфере проблем.

Основными функциями вышеназванной Комиссии являются:

  • предварительное рассмотрение заявлений о приеме в российское гражданство, восстановлении в нем, прекращении российского гражданства, предоставлении политического убежища в России; подготовка по ним предложений Президенту Российской Федерации;
  • анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации о гражданстве и предоставлении политического убежища;
  • взаимодействие с международными организациями по вопросам гражданства;
  • участие в подготовке международных договоров Российской Федерации по вопросам гражданства, а также материалов для проведения международных мероприятий по этим вопросам;
  • участие в совещаниях, конференциях и иных мероприятиях по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности Комиссии в соответствии с Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г.[5] создано Управление по вопросам гражданства, являющееся структурным подразделением Администрации Президента РФ.

Управление по вопросам гражданства выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ в проведении единой государственной политики в области гражданства;
  • готовит для нее необходимые материалы и документы, а также проекты указов и распоряжений Президента по проблемам гражданства и политического убежища;
  • систематизирует и анализирует обращения по вопросам гражданства соотечественников, проживающих за рубежом;
  • готовит обобщенные материалы и предложения по вопросам гражданства.

На Управление возлагаются следующие функции: предварительного рассмотрения ходатайств о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о предоставлении политического убежища на ее территории, подготовка предложений по совершенствованию механизма реализации Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», совершенствование информационной системы по вопросам гражданства, внесение годовых докладов, итоговых записок и иных справочных материалов для Президента Российской Федерации.

В системе исполнительной власти решение вопросов гражданства возложено на Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Различие между деятельностью МВД и МИД заключается в том, что органы МВД принимают решения по вопросам гражданства в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а органы МИД - в отношении лиц, проживающих за ее пределами.

Федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, за тем отличием, что сфера их компетенции распространяется на лиц, проживающих за пределами Российской Федерации. Отличие компетенции проявляется в том, что пп. «е» и «з» ст. 30 не равны по объему соответствующим пунктам ст. 31, определяющей полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел.

К федеральным органам, ведающим вопросами иностранных дел, относятся Министерство иностранных дел России, а также дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а функции консульских учреждений — Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в статье 13 устанавливает общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. В соответствии с ним иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Причем срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а", сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

В то же самое время лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных выше.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" и без представления вида на жительство.

Установлен законом и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. В соответствии с ним иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а", если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Кроме того, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а", если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом "а", и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д", если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д".

При подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров Российской Федерации об упрощенном порядке приобретения российского гражданства лицами, прибывшими на постоянное жительство на территорию Российской Федерации, представляются:

  • документы, подтверждающие переезд указанных лиц на постоянное жительство на территорию Российской Федерации;
  • миграционная карта с отметкой о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации либо талон о регистрации по месту пребывания в Российской Федерации к паспорту иностранного гражданина, либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство в Российской Федерации; • подтверждение о выезде на постоянное жительство на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства (отметка в паспорте иностранного гражданина или листок убытия к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина).

Выход из российского гражданства лица, проживающего на ее территории или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица. Выход из российского гражданства не допускается в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона. При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 1 ст. 19 Закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации. Такое установление полностью согласуется с положениями международного права, в частности, Конвенцией о сокращении лиц без гражданства, а также Европейской Конвенцией о гражданстве. Кроме того, также представляется документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов, что представляется целесообразным в Целях защиты интересов государства.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 19 Закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением предоставляются:

  • документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве(в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  • документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя). Требование о предоставлении указанных документов сопряжено, прежде всего, с необходимостью устранения незаконной миграции и установления подведомственности рассмотрения вопросов о выходе из российского гражданства;
  • документ полномочного органа иностранного государства 0 наличии у заявителя иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
  • документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Наиболее важным среди перечня документов, представляемых в различных случаях, связанных с выходом из гражданства Российской Федерации детей, является согласие ребенка в возрасте от 14до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации, оформленное в установленном порядке. При выходе из гражданства Российской Федерации одного из родителей, имеющих гражданство Российской Федерации, также представляется документ, подтверждающий наличие у другого родителя гражданства Российской Федерации, и заявление другого родителя в произвольной форме о его согласии на выход ребенка из гражданства Российской Федерации (при выходе из гражданства России на основании ч. 5 ст. 25 Закона). Подпись родителя, давшего такое согласие, удостоверяется нотариальной записью.

При наличии соответствующих обстоятельств вместо согласия другого родителя представляется решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо, о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью.

При выходе из российского гражданства на основании ч. 1 ст. 26 Закона ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих усыновителей или единственного усыновителя и документами, указанными в п. 25 Положения, представляется свидетельство об усыновлении.

Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае, если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, его подпись на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью, в) Задачи и функции полномочных органов Заключения полномочных органов составляются по форме, утверждаемой МВД России и МИД России, а также дается перечень сведений, которые в обязательном порядке они должны содержать в себе.  Заключение  утверждается  (подписывается)  руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности. Положение регламентирует действия должностного лица, принимающего заявление к рассмотрению. Новым по сравнению с ранее действовавшим законодательством о гражданстве является установление обязательной регистрации заявления и выдачи заявителю справки, подтверждающей прием заявления к рассмотрению и уплату заявителем государственной пошлины или консульского сбора.

Решения по вопросам гражданства принимаются по каждому заявлению отдельно с указанием оснований их принятия. Решение оформляется на бланке, форма которого утверждается МВД России или МИД России. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.

Наличие российского гражданства удостоверяется следующими документами:

а)        паспортом гражданина Российской Федерации;

б)        дипломатическим паспортом;

в)         служебным паспортом;

г)         паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

д)        паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.;

е)         удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

ж)       свидетельством о рождении с вкладышем, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным:

  • в случае приобретения гражданства Российской Федерации по рождению — со дня рождения ребенка;
  • в случае приобретения гражданства при усыновлении (удочерении) — со дня усыновления (удочерения) ребенка;
  • в остальных случаях — со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Гражданство Российской Федерации считается прекращенным со дня принятия полномочным органом соответствующего решения. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со ст. 22 Закона считается недействительным со дня принятия такого решения.

[1] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - 32. - Ст. 1227

[2] Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 32. - Ст. 1227.

[3] Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / П.Д ред. Веремеенко И.И., Салищевой Н.Г., Студеникиной М.С. - М., 1997. – С.- 516.

[4] СЗРФ РФ. - 1995. - № 30. 0151. - Ст. 2939

[5] Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 - № 46. - Ст. 4570, СЗРФ 1 дек. 2003 г. - № 48. - Сч. 4659

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!