Правовое положение участковых уполномоченных полиции

25 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Процесс формирования института участкового уполномоченного полиции и в настоящее время остается актуальным. Это обусловлено действием следующих факторов:

а) разбросанность, значительная удаленность сельских населенных пунктов от районных центров и недостаточная интегрированность городского населения в различных городах России;

б) неразвитость или отсутствие в отдельных регионах России различных видов связи (транспортной, телефонной, телеграфной и иной), особенно на удаленных от районных центров участках, что, к сожалению, характерно для сельской местности.

в) недостаточно либо вовсе не решаются вопросы приобретения автотранспорта для участковых уполномоченных полиции за счет средств местного бюджета.

г) с учетом кризисных явлений, особенно в социальной сфере, в сфере труда, быта и досуга населения, резко усложнилась работа участковых уполномоченных полиции, как в городах, так и в сельской местности. Это вызвано также распадом многих общественных объединений и институтов, оказывавших воспитательно–профилактическое воздействие на население. Рост безработицы, увеличивающееся количество беженцев и переселенцев из конфликтных регионов России также значительно усложнили работу участковых уполномоченных полиции и влияют на объем выполняемых ими функций.

Действие указанных факторов и сегодня остается наиболее ярко выраженным в сельской местности.

Следует также подчеркнуть, что с момента возникновения должность участкового уполномоченного имела существенные отличия по сравнению с представителями других служб и подразделений полиции, всей системы органов внутренних дел, сложившейся в стране.

Рассмотрим эти особенности применительно к нашему времени.

1. В отличие от сотрудников любого подразделения, решающих, как правило, лишь одну из задач органов внутренних дел, участковые уполномоченные работают по всем направлениям. Кроме того, они обязаны, в пределах своих полномочий, оказывать содействие: депутатам представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностным лицам государственных органов исполнительной власти, что указывает на комплексность и многофункциональность деятельности участковых уполномоченных и является главной особенностью данного института.

Однако это не означает, что участковые уполномоченные везде и всегда подменяют сотрудников других служб и подразделений, выполняя их работу. Ситуация здесь различная. По одним направлениям они лишь оказывают содействие в решении периодически возникающих вопросов (например, предварительное следствие).

 Что касается дознания, то во многих регионах, особенно в сельских, участковые уполномоченные осуществляют его в полном объеме по делам, отнесенным к компетенции полиции.

2. По другим направлениям содержание и объем работы участковых уполномоченных зависят от наличия специализированных служб и их подразделений в органах внутренних дел. В связи с тем, что во многих горрайорганах нет специализированных подразделений для осуществления некоторых функций по охране общественного порядка и борьбе с преступностью (кроме ОМОН), то они выполняются участковыми уполномоченными. Например, во многих горрайорганах нет патрульно–постовой службы, так как пока сложно идет процесс становления полиции, поэтому почти весь объем работы по обеспечению общественного порядка в городах, поселках городского типа и сельской местности ложится на участковых уполномоченных.

3. Во многих горрайорганах нет штатных сотрудников, занимающихся вопросами лицензионно–разрешительной системы, и, как правило, их обязанности возлагаются на участковых уполномоченных полиции. Такое же положение наблюдается и с обеспечением паспортного режима (временной регистрации граждан), особенно в сельской местности.

4. Во многих горрайорганах отсутствуют медицинские вытрезвители и кабинеты профилактики. Пока эти функции не переданы в другие органы, а комиссии по борьбе с пьянством при местной администрации функционируют формально. Поэтому борьба с пьянством ведется в основном силами участковых уполномоченных полиции.

5. Процесс становления профилактической службы в полиции во многих органах внутренних дел, особенно в сельских, идет весьма сложно. И основная работа по профилактике правонарушений также выполняется участковыми уполномоченными. С этой проблемой связаны и вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел с добровольными народными дружинами и другими общественными объединениями. Во многих ОВД делаются попытки возрождения дружин, восстановления работы общественных пунктов охраны порядка, но материальные трудности (денежные ресурсы), пока не позволяют создать их в необходимом количестве.

Есть и другие особенности в деятельности участковых уполномоченных полиции, о которых речь будет идти ниже.

Таким образом, в лице участковых уполномоченных органы внутренних дел имеют источник разнообразной и концентрированной информации о различных сторонах криминогенной обстановки и жизни населения на той или иной территории района, города. Наличие такого источника позволяет сотрудникам других служб и подразделений, в том числе полиции и аппаратам по борьбе с организованной преступностью, своевременно получать информацию о состоянии криминогенной обстановки по линиям своей деятельности, пользоваться информацией и непосредственной помощью участковых уполномоченных для решения своих задач.

Изложенное выше свидетельствует о специфичности этой службы и правового статуса участковых уполномоченных полиции, который также имеет свои особенности.

Во–первых, в их правовом статусе, как и начальника органа внутренних дел, непосредственно отражается принцип подчинения по вертикали и по горизонтали.

Во–вторых, участкового уполномоченного назначают на должность как и начальника органа внутренних дел (по согласованию с администрацией города, района).

В–третьих, в соответствии с территориальным (участковым) принципом их использования участковые уполномоченные исполняют свои функции на постоянно закрепленной территории района, города (участка).

В–четвертых, многофункциональность деятельности обуславливает его особое положение, которое и в настоящее время на практике отражается в выражении “участковый уполномоченный– это начальник полиции в миниатюре”. Здесь, конечно, имеется в виду не идентичность правовых статусов, а то, что участковый уполномоченный, как и начальник полиции, является, по существу, организатором охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями на определенной территории.

Разносторонняя компетенция участковых уполномоченных полиции также вытекает из их правового положения и действующего законодательства Российской Федерации.

Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется совокупностью законодательных и иных нормативных актов – Конституцией РФ, законами Государственной Думы и Совета Федерации. Правительства РФ, законодательными актами аналогичных органов власти и управления субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, а также – Законом РФ “О полиции”, приказами, инструкциями, наставлениями и иными ведомственными нормативными актами, среди которых основное место занимает Наставление по организации работы участкового уполномоченных полиции.

Этими актами определяется весь круг задач, возложенных на участковых уполномоченных полиции в настоящее время.

К основным задачам относятся:

– обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений;

– раскрытие преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

– оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Из названных задач вытекают функции и основные направления деятельности участковых уполномоченных полиции.

Основными функциями участкового уполномоченного полиции являются:

1. Индивидуальная профилактическая работа, включающая выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений; их учет; систематическое наблюдение за поведением и образом жизни и принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений. В этой связи в его поле зрения должны находиться лица:

1) освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;

2) осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

3) освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

4) допускающие правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений;

5) хронические алкоголики и лица больные наркоманий, а также допускающие потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здавоохранения, систематически допускающие правонарушения;

6) психически больные лица, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих и состоящих на учете в учреждениях здравоохранения.

7) несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних;

8) родители и лица их замещающие, уклоняющиеся от воспитания детей или отрицательно влияющие на них и т. д.

Исходя из анализа оперативной обстановки и состояния правопорядка на обслуживаемой территории участковому уполномоченному необходимо осуществлять наблюдение и контроль за другими лицами склонными к совершению правонарушений.

Для осуществления планомерной работы по профилактике правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел, участковый уполномоченный полиции обязан заводить на них контрольную карточку. В карточке должны фиксироваться все проводимые им мероприятия в отношении состоящего на учете.

2. Организация и осуществление охраны общественного порядка

При выполнении данной функции необходимо, прежде всего, исходить из того, что участковый уполномоченный является основной фигурой организации охраны общественного порядка на закрепленном участке. Он должен не только взаимодействовать с патрульно–постовыми нарядами полиции, дружинами, другими силами общественности, осуществлять с ними регулярное патрулирование, обучать формам и методам работы, контролировать их деятельность, но и координировать усилия всех участвующих в охране порядка на обслуживаемом участке.

Участковый уполномоченный постоянно докладывает руководству и дежурному по органу внутренних дел об изменении криминогенной обстановки, вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке патрульных нарядов полиции. При необходимости по согласованию с руководством, а в его отсутствие–с дежурным по органу внутренних дел осуществляет маневрирование нарядами на территории своего участка. Эти функции во многих горрайорганах внутренних дел стали особенно широко проявляться при введении в последнее время принципа патрульных участков при организации охраны общественного порядка. В соответствии с нормативными документами МВД РФ в целях обеспечения надлежащего общественного порядка и общественной безопасности в городах и в других населенных пунктах внедрено в практику назначение начальниками (старшими) патрульных участков старших участковых уполномоченных или участковых уполномоченных инспектора.

Необходимо отметить, что мероприятия по охране общественного порядка включают в себя и другие функции, в частности, общепредупредительную деятельность участкового уполномоченного: выступления, лекции на правовые темы на сходах граждан, перед началом киносеансов, в школах; проведение в общественных пунктах охраны порядка бесед с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно–бытовых отношений; оставление на транспортных средствах, находящихся вне гаражей и платных стоянок, памяток с текстом профилактического содержания; установка в организациях, учреждениях химических ловушек и другие мероприятия.

3. Участие в раскрытии и расследовании преступлений.

Участковый уполномоченный осуществляет по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания, он самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно–процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказываю по делу.

При обнаружении на участке преступления по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан принять меры: к охране места происшествия; выявлению свидетелей; оказанию помощи потерпевшим; установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления; обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств.

В исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника орган дознания самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно–процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказываю по делу.

Незмедлительно докладывая собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо следствия.

Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений полиции и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей обязан:

– оказывать содействие в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

– выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.

– незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании.

– исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий.

(Исполнение постановлений следователей и дознавателей о приводе свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых за пределы города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается).

– исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно – процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении. (Исполнение письменных поручений о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий за пределами города (района), в административные границы которого входит административный участок, участковому уполномоченному поручать запрещается).

4. Поддержание тесных связей с населением и общественностью

 Осуществление данной функции, прежде всего, обусловлено тем, что без опоры на население и общественность участковому инспектору чрезвычайно сложно выполнять свои обязанности. Особенно остро ощущается это в сельской местности, где многие службы ОВД практически представлены лишь участковым уполномоченным полиции. Поэтому, насколько он умело опирается на помощь населения и общественности, настолько велик его успех и вклад в охрану порядка, предупреждение и раскрытие преступлений. Во многих регионах России сохранились общественные пункты охраны порядка, несмотря на их трудное материально положение. В них участковый уполномоченный является заместителем председателя Совета общественного пункта или руководителем одной из его секций, что позволяет ему быть организатором в Совете и обеспечивать единство действий полиции и общественности в профилактике правонарушений. Как правило, эффективность работы выше у тех участковых уполномоченных, которые добиваются сегодня создания добровольных дружин по месту жительства граждан либо специализированных ДНД по охране порядка и по профилактике правонарушений в сфере быта. Весьма весома, а порой неоценима помощь участковым уполномоченным полиции внештатных сотрудников полиции.

Повышению авторитета участкового уполномоченного способствует организация регулярного приема населения не только им самим, но и руководством органов внутренних дел, прокурорскими работниками, депутатами.

Согласно Инструкции, прием должен осуществляться не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней, в удобное для населения время.

Участковый уполномоченный обязан не реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед населением обслуживаемого участка, а при необходимости–перед органами местного самоуправления. Этим обеспечивается гласность в работе участкового уполномоченного полиции, которая, как показывает практика, стимулирует население к оказанию помощи полиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В целях привлечения граждан к участию в охране общественного порядка в современных условиях должна быть и законодательная основа, стимулирующая население и представителей общественности за оказанные услуги полиции, – соответствующая оплата гражданину, как это принято в западных государствах, и такие предложения должны найти реализацию в Законодательстве об общественных объединениях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!